Интернет – благо и зло
Интернет – это великий дар человечеству. Это очень быстрый поиск и получение нужной информации. Это бесплатные видео- и аудиозвонки – куда угодно. Это панацея для одиноких и больных – они могут общаться в сети с самыми разными людьми.
В интернете даже самый слабый и некрасивый человек может хотя бы прикидываться красавцем и героем.
В социальных сетях находят одноклассников, однокурсников, любимых, друзей, родственников, – тех, с кем связь была утеряна давно и, казалось, навсегда.
Однако были и есть люди, которые используют новые изобретения и открытия в своих корыстных и подлых целях – воруют деньги, шантажируют людей, организуют преступления, вплоть до террористических актов. Такова природа преступников - использовать в своих целях все, что угодно.
Но многие граждане внезапно обнаруживают, что при пользовании интернетом они получают проблемы не от преступников, а от тех, кто по своим функциям должен как бы защищать население. Ведь, казалось бы, "Моя милиция/полиция меня бережет?"
Оказывается, нет, не всегда бережет. Иногда и подглядывает, подбрасывает, подставляет...
Те, кому мы платим за нашу защиту, – правоохранители и силовики - поэтому они и "силовики", что у них есть оружие, они тренированные, за ними огромные организации. К сожалению, зачастую покрывающие любые нарушения и даже преступления отдельно взятых "сотрудников". И вот эти люди, нанятые нами, простыми гражданами, и кормящиеся на наши налоги, создают нам же проблемы. В частности, с интернетом.
Как это происходит?
Утром рано, в 6-7 часов, к вам домой вваливается группа граждан, с постановлением суда наперевес - осмотр или обследование жилища в связи с какой-то причиной. Обычно это довольно фантастическое обоснование, но необходимое, чтобы судья подмахнул постановление, не требуя никаких доказательств – вон, оказывается, какой опасный человек. Например, когда 25 июня 2013 года делали обыски в 14 домах в Средней Елюзани, это обосновали тем, что якобы один из имамов, Али Якупов, являлся "лидером организованной преступной группы", состоящей из имамов села и нескольких мусульманских активистов.
...Семья не одета, только что проснулись от грохота в дверь, дети плачут - вторгшихся это не волнует. Одни из них в штатском - сотрудники местных УФСБ и ЦПЭ. Другие в боевом облачении - в масках, шлемах, бронежилетах, с автоматами и снайперскими винтовками.
Свои ручные понятые - подпишут, что надо. Например, 27 сентября 2017 года на такой осмотр-обыск в дом к заместителю муфтия Мордовии Мухаммаду Бадретдинову привезли в качестве понятых двух студентов православной семинарии из Саранска. Попутно тренируют будущих молодых попов?
Кого могут преследовать?
Да всех, кто как-то недоволен нынешней ситуацией в нашей стране или кого силовики считают врагами. Школьников, студентов, фермеров, пенсионеров, гражданских и политических активистов, христиан, язычников, атеистов, мусульман...
Всех, кого можно подозревать в том, что они смогут как-то в будущем потревожить спокойствие нынешних хозяев жизни.
Всех, кто хочет жить, как нормальный человек – со своим собственным мышлением и своей ответственностью за свои собственные решения.
Главное - поддерживать в обществе такую атмосферу страха, чтобы люди были твердо уверены в полной невозможности смены власти и терпели любой произвол.
Интернет стал одним из инструментов нагнетания страха.
Мочи врага по-любому
К сожалению, в нашей стране мало тех, кто относится к врагам справедливо и с достоинством. Силовики не исключение. Этот человек – наш враг? Значит, можно применять к нему любую подлость – подбрасывать ему в карман, в жилище, в машину запрещенные предметы и вещества – боеприпасы, оружие, наркотики. Враг? Значит, можно делать подложную экспертизу, можно обманывать при доследственной проверке, при снятии объяснений, при допросе.
Для многих силовиков, особенно тех, у кого опыт войн и репрессий на Северном Кавказе, мусульмане – враги априори. То, что одних мусульман привечают - в целях использования против других - ничего не значит.
Что самое опасное в интернете?
Сейчас наиболее опасным в интернете для граждан России является обладание страницей в социальной сети "Вконтакте". В этой сети 380 миллионов страниц, ежедневно ее посещают 80 миллионов пользователей.
В последние несколько лет многие россияне из-за постов, перепостов и комментариев в сети «Вконтакте» попали в тюрьмы, получили условные сроки либо были оштрафованы за то, что в 90-е годы казалось немыслимым – кто за высказывание своего мнения, а кто и за то, что слушал или смотрел какую-то запись. Ключевое слово тут – где высказываться, и где слушать и смотреть.
Если ваша страница с обычными настройками, т.е. ваши новости, фотографии, ваши песни, ваши видео доступны всем другим, то в случае обнаружения на вашей странице даже ссылок на экстремистские материалы, считайте, что уже заработали штраф или 15 суток ареста - по статье 20.29 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ.
По желанию следователя вам можно вменить и уголовные статьи по экстремизму и терроризму.
Вы не размещали ничего такого? Ну ничего, это могут за вас сделать ваши недоброжелатели. Причем необязательно даже подбирать пароль вашей странички.
«Вконтакте»
Эта социальная сеть наполнена громадным количеством всяких файлов, - фото, тексты, аудио- и видеозаписи, многие из которых запрещены по законам России. Однако контролирующие органы не заставляют фирму «Вконтакте» удалять противозаконные тексты, аудио- видеозаписи и фотографии. Зачем резать курицу, несущую золотые яйца для силовиков?
Ведь в «Вконтакте» так легко раскрываются и документируются тысячи уголовных дел. При этом, если очень надо, в «Вконтакте» можно сделать так, что у ничего не подозревающего человека в страничке появятся такие файлы, за которые его можно как оштрафовать, так и посадить.
Например, в 2017 году преследовали сразу нескольких мусульман Мордовии за то, что на их страничках «Вконтакте» содержались аудио- и видеозаписи из списка экстремистских материалов.
Среди них есть и известные личности – это доцент Мордовского университета Марат Салимов и заместитель муфтия Духовного управления мусульман Республики Мордовия Мухаммад Бадретдинов.
Дело Марата Салимова
На сегодняшний день в Мордовии его дело с самым благополучным, если можно так сказать, исходом. Его оштрафовали по ст.20.29 КоАП РФ. Все началось, как обычно – толпа чужаков рано утром ввалилась в дом, забрали телефон, компьютер и книгу «40 хадисов Ан-Навави». Марата обвиняли в том, что он разместил запрещенные песни Тимура Муцураева у себя на странице, причем «замаскировав» их под песни Аллы Пугачевой и Александра Градского. Бред какой-то...
Судья не стала принимать во внимание ни документально подтвержденных фактов взлома страницы Салимова, ни отсутствия доказательств того, что Марат хотя бы как-то причастен к модифицированию ссылок на Пугачеву и Градского. «Есть на вашей странице экстремистские материалы?» «Есть, но это не я…». «Неважно, кто, главное – есть. Значит, массовое распространение и хранение с целью массового распространения экстремистских материалов. Постановляю – штраф и изъятие компакт-диска с песнями Муцураева». То, что этот диск был записан в Мордовском УФСБ как доказательство по делу, судью никак не смутило.
Как показал процесс Салимова, прошедший 22.09.2017, судьи могут вообще не иметь никакого представления о том, как работает интернет, как функционируют странички в соцсетях, зато они смело выносят обвинительные решения.
Марат заплатил штраф, ему вернули телефон, компьютер и книгу. Но Верховный суд Мордовии не стал рассматривать его жалобу, под тем предлогом, что якобы пропущен срок.
Дело Бадретдиновых
Это дело, начавшееся рано утром 27 сентября 2017 года, все еще не имеет определенного статуса. Все те же автоматчики в масках, те же сотрудники УФСБ и ЦПЭ, такие же плачущие дети, ошеломленные взрослые…
В постановлении суда на обследование жилища Бадретдиновых, а также в бумаге от руководителя Мордовского УФСБ об осмотре мечети было сказано, что якобы Мухаммад (Кямил) Бадретдинов разместил экстремистские материалы на странице «Вконтакте» своей жены, Сумайи Бадретдиновой.
За две недели до этого у супругов Бадретдиновых родился их шестой малыш, они с апреля заняты ремонтом и расширением дома. А тут им заявляют, что якобы муж сидел в аккаунте жены и размещал там запретные вещи. Абсурд ведь!
А что делать, если у Мухаммада вообще нет никаких страничек в интернете, а подлянку сделать хочется? Вот и пришлось служивым хакерам заняться страницей его жены.
Вот уже который раз Бадретдиновых обрабатывают по одной и той же схеме – "Мухаммад, будь мужчиной, возьми на себя песни Муцураева (да-да, в сентябре на страницу Сумайи подсунули запрещенные песни, как и Марату Салимову, только не маскируя другими ссылками) и три запрещенные видеозаписи. Мы тебе гарантируем всего лишь год условно, а если будешь упираться, твоей жене грозит от 5 до 7 лет сидки за оправдание терроризма в интернете".
Особенно настойчиво «беседовали» с супругами Бадретдиновыми в здании УФСБ в первый же день, 27 сентября, – после обеда, а потом и вечером.
Затем их вызвали 14 октября, якобы на допрос, но допроса не было, а продолжалась обработка Мухаммада Бадретдинова.
27 октября у супругов взяли объяснительные по поводу того, как они якобы разместили запрещенный контент на странице Сумайи.
9 ноября – новый вызов на допрос и опять обработка Мухаммада в том же стиле, без допроса – "надо быть мужиком, надо пожалеть жену, надо взять на себя, и все будет хорошо".
Дескать, все уже доказано, что все ссылки на экстремистские материалы размещались с Ай-Пи-адреса Сумайи Бадретдиновой, уже есть экспертизы, сделанные ручными экспертами, поэтому просто надо признаваться. Мол, страницу Сумайи никто не взламывал. Довод самой Сумайи о том, что она уже много месяцев не может даже зайти на свою страницу, и кто-то чужой пользуется ее аккаунтом, силовики не хотят принимать во внимание. Хотя Сумайя уже получила ответ из ООО «Вконтакте», что они ничем не могут помочь в возврате ее страницы под ее контроль, так как ее телефон уже не привязан к этой странице.
Это говорит о том, что экстремистские материалы были размещены теми, кто завладел доступом к странице Сумайи. Кто эти люди, возможно, не знает даже следователь УФСБ, ведущий дело Сумайи. Ведь у них все так секретно.
С самого начала было очевидно, что основная цель этой провокации – Мухаммад Бадретдинов, заместитель муфтия, имам села Аксеново, лучший преподаватель основ ислама и арабского языка в Мордовии. Его жена, домохозяйка Сумайя, интересна лишь как инструмент шантажа ее мужа.
Один Аллах знает, как будет дальше идти дело и чем закончится это испытание для семьи Бадретдиновых. Пока понятно лишь одно – еще одна семья российских мусульман получила горький урок того, как на самом деле действуют структуры, призванные защищать покой мирных граждан.
Кто виноват?
Есть те, кто сознательно, с умыслом размещает подобные материалы на своих страницах. Обычно это либо провокаторы, либо те, кто заводит страницы под чужими именами. Их как раз никто и не ловит.
Обычный пользователь «Вконтакте» ничего не знает о существовании списка экстремистских материалов, а если и знает о таком списке, то как ему узнать – в списке ли эта песня или нет?
Обычно человеку вставляют на страницу ссылку на что-то и человек кликает по этой ссылке. Либо он видит интересную ссылку в своих новостях – чем сейчас делятся его друзья.
Иногда человеку некогда смотреть или слушать, поэтому он нажимает «поделиться», чтобы посмотреть потом. Бывает так, что и потом он не смотрит и не слушает. Но ссылка осталась.
Если это ссылка на экстремистский материал, о чем сам пользователь вообще не подозревает, то он, по сложившейся судебной практике, уже как минимум совершил административное правонарушение – якобы массово распространил экстремистские материалы.
Или того хуже – этой случайной ссылкой он уже стал уголовным преступником, которого надо изолировать от общества. На срок от пяти до семи лет.
Есть и провокаторы другого рода. Они размещают экстремистские материалы не у себя, а у других людей, которых надо подставить под удар правоохранительной системы. Эти люди, прямо скажем, злые хакеры, – либо сотрудники какой-то правоохранительной структуры, либо работающие на них же, но на иной основе.
Они либо взламывают чью-то страничку и размещают там что-нибудь запретное, от имени пользователя. Либо прямо на сервере «Вконтакте» меняют содержимое файла, на который есть ссылка на странице человека.
Нельзя забывать, что все эти экстремистские материалы находятся на самом деле на серверах «Вконтакте», а у пользователей только ссылки на соответствующие файлы.
Фактически это фирма "Вконтакте" хранит и массово распространяет всякого рода экстремистские материалы, а от уголовного преследования чаще всего страдают простые пользователи, не имевшие представления о том, что песня или видео по данной ссылке находятся в списке экстремистских материалов.
Что делать?
Если нет большой необходимости в странице «Вконтакте», удалите ее. Есть и другие социальные сети, не такие опасные. Но и в других соцсетях надо быть осторожными.
Если все же к вам придут из-за запрещенных материалов, которые внезапно оказались на вашей странице «Вконтакте», внимательно прочитайте постановление об осмотре или обследовании вашего жилища и постарайтесь запомнить как можно больше сведений оттуда. Ведь вам могут так и не дать копии этого постановления, как не дают супругам Бадретдиновым вот уже почти два месяца.
Сразу постарайтесь нанять адвоката. Не поддавайтесь на уговоры правоохранителей написать признание или явку с повинной, – дескать, да, разместил вот такое, больше не буду, простите меня. Это еще надо доказать, что размещали именно вы и с вашего компьютера, планшета или телефона.
А то один молодой мусульманин в Саранске послушался дяденек в штатском, подписал все, что они просили – якобы вот он подпишет, признается, покается и на этом все, ничего ему не будет. В итоге дело пошло в Самарский окружной военный суд – статья по терроризму. Хорошо, что суд нашел причины вернуть уголовное дело в Саранск. Сейчас пока неизвестно, чем дело окончится – пойдет ли парень на зону – от 5 до 7 лет, заплатит ли весьма значительный штраф – от 300 тысяч до миллиона рублей.
Вам нужна страница «Вконтакте»?
Если эта страница для вас важна и даже необходима, то принимайте меры предосторожности. Зайдите в «Настройки» на вашей странице, далее зайдите в раздел «Приватность». Там много настроек. Поставьте «Только я» либо «Только друзья» напротив некоторых настроек – чтобы чужие не видели ваши фотографии, ссылки на аудио- и видеозаписи, ваши новости, ваши сообщения, ваши комментарии. Тогда хотя бы нельзя будет предъявить вам обвинение в массовом распространении экстремистских материалов по ст.20.29. КоАП РФ.
Проверьте свои видео- и аудиозаписи на своей страничке в «Вконтакте». Причем проверяйте не только названия ссылок, но и начинайте воспроизведение песен и видео, чтобы убедиться, что содержимое соответствует ссылке. Чтобы не подменили файлы, оставив названия ссылок, как в вышеописанном случае Марата Салимова.
Если песни и видео проверить можно, то свои посты и комментарии полностью проверить невозможно, если вы активно общаетесь в "Вконтакте". Их может быть много сотен, а то и тысячи.
Служивые хакеры могут сделать клон вашей страницы (это очень просто) и написать с этого клона экстремистский комментарий под каким-нибудь вашим же постом или перепостом. И это будет выглядеть так, как будто вы что-то запостили, а потом добавили свой комментарий.
Таким образом сделали подлянку тому же Али Якупову, но уже в Кургане. В итоге он потерял место имама в местной мечети, но суд оправдал его. Однако областная прокуратура обжаловала решение, и областной суд послал уголовное дело на новое рассмотрение. Сейчас снова идут его суды - просто так, на ровном месте человеку искусственно создали серьезную проблему. Молодому Куран-хафизу, которому надо кормить семью, - ведь у него трое детей.
К вам пришли и что теперь?
У вас заберут телефоны и компьютеры, и другие электронные носители информации. Например, флешки и записывающие устройства системы видеонаблюдения. Сим-карты в изъятых телефонах лучше сразу заблокировать у вашего оператора и взять новые сим-карты на тот же номер. И какой-нибудь старый кнопочный телефон, чтобы сохранять связь с родственниками и друзьями. Изъятые телефоны вам быстро не вернут, не надейтесь.
Вернут после процессуального решения - либо вступившего в силу решения суда о вашем наказании, либо после отказа в возбуждении уголовного дела (при условии, что это не временный отказ, для продолжения сроков так называемой доследственной проверки). Если не вынесут решение об уничтожении.
Вас могут оштрафовать или посадить на 15 суток, обвинив в массовом распространении экстремистских материалов по ст.20.29. КоАП РФ.
Или хуже - заведут уголовное дело по экстремистской деятельности, по ст.280 или 282 УК РФ. Или сразу по обеим статьям, как это было по Али Якупову из Пензенской области. Большой штраф или реальная сидка.
Или еще хуже - по ст.205.2 УК РФ - оправдание терроризма в интернете. То же самое - большой штраф или реальная сидка по решению военного суда.
Против лома нет приема
"Против лома нет приема", – так ответила адвокат на вопрос Мухаммада Бадретдинова, что ему делать, ведь "доброжелатели" предупредили, что в ближайшее время по отношению к нему предпримут провокации - подбросят запрещенные предметы или вещества ему в карман или в машину.
Вставление экстремистских материалов на страницы чужих людей – это тоже практически "против лома нет приема".
Раз выявили экстремистские материалы, почему бы просто не удалять их? Например, другая социальная сеть, Фейсбук, она сама удаляет даже довольно невинные тексты и фотографии, не говоря уже о чем-то явно экстремистском.
Понятна заинтересованность силовиков в том, чтобы на серверах "Вконтакте" оставался экстремистский и иной противозаконный контент. Но есть еще судьи, есть законодатели, есть прокуратура, есть Роскомнадзор – почему они не требуют от "Вконтакте" удалять противозаконные файлы?
А ведь Роскомнадзор, который чего только не запрещает, и который уже запретил около 100 тысяч сайтов, мог бы заставить фирму "Вконтакте" удалять файлы, из-за которых людей штрафуют и сажают.