Муэдзин певуче призывает правоверных к молитве, но услышать его можно, лишь находясь внутри Центральной мечети Лиссабона. Звук азана почти не достигает соседних улиц. Минарет здесь – лишь часть архитектурного ансамбля, его не используют по назначению. Даже в дни священного для мусульман месяца Рамадан, который в этом году начался 1 августа.
Ислам в Португалии так же тих, как и азан во время пятничного богослужения. Его почти не видно и не слышно. В современной Португалии исламская община только возрождается после Реконкисты. Во всей стране с 10-миллионным населением, из которого 40 тыс. человек исповедуют ислам, построено всего четыре мечети. Еще есть два медресе да пара десятков молитвенных домов, расположенных в жилых домах, гаражах и складских помещениях.
В пятничные дни Центральная мечеть Лиссабона наполнена молящимися. А в Рамадан верующие заполняют все пространство религиозного комплекса – подсобные помещения, внутренний двор, многочисленные коридоры и залы. Заходя в мечеть, словно переносишься из Европы в Африку. Коренных мусульман-португальцев здесь мало, члены исламской общины Португалии в основном иммигранты. Эти люди из далеких южных стран, в своих национальных пестрых нарядах, позволяют случайному гостю общины почувствовать себя в другом мире, совершенно далеком от европейской обыденности. Один мой знакомый португалец, впервые побывавший в лиссабонской мечети, назвал это место исламской сказкой. Для самих же иммигрантов жизнь в Европе далеко не сказка. Тяжелые и низкооплачиваемые работы, плохие условия жилья – через все это проходят многие мусульмане, приехавшие в Португалию в поисках лучшей жизни.
Во время Рамадана после вечернего намаза имам мечети шейх Давид Мунир приглашает всех собравшихся в столовую, где накрыто на 500 человек. Лимонад, рис с мясом, салаты и фрукты – меню праздничной трапезы. Ежедневно в течение месяца Рамадан совершенно безвозмездно исламская община предлагает ифтар – трапезу разговения своим членам. За столами находится место и для гостей-немусульман. В основном это бездомные, зашедшие в мечеть в поисках крова над головой. Милостыня поста доходит и до них, о религиозной принадлежности в таких случаях не спрашивают.