(На фото - Семих Ялчин и Ахмет Давутоглу)
Высказывания бывшего премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу в связи с ситуацией в (иракском) Курдистане спровоцировали бурное выяснение отношений между ним и радикально-националистической партией MHP (исторические бозкурты), в последнее время входящей в неформальную коалицию с правящей партией AKP.
После того, как Давутоглу призвал немедленно прекратить военную операцию против иракского Курдистана и вернуться с ним к мирным переговорам по вопросу будущего Киркука лидер радикальных националистов Девлет Бахчели обвинил его в пренебрежении интересами тюрок (иракских туркмен), невежестве и том, что он идет против политики руководства страны. Больше того, Давутоглу был обвинен в том, что играет роль "лобби Барзани".
Давутоглу ответил на это не менее жестко, заявив, что не MHP, которая молчит о положении крымских татар и мешало ему отправлять гуманитарную помощь иракским туркменам, рассуждать об интересах тюрок. Кроме того, он напомнил, что партия MHP наряду с агентами сети Гюлена в силовых структурах и СМИ участвовала в раскрутке коррупционных сливов и скандалов в декабре 2016 года, призванных обвалить существующую власть.
В ответ на это заместитель председателя MHP Семих Ялчин обвинил Давутогу в том, что его "ненациональная неоосманская политика", "игнорирующая реалии региона", ввергла Турцию в международный кризис, а сам он после его изгнания из власти является "политическим трупом".
Отметим в этой связи, что именно Ахмет Давутоглу был архитектором внешней политики Турции, известной под названием "неоосманизм". Она предполагала превращение Турции в центр суннитского мира и поддержку сил суннитского политического Ислама в соседних с Турцией странах, в частности, "братьев-мусульман"* в Египте, Сирии и Ливии. Кроме того, Давутоглу заточил турецкую политику в Ираке на поддержку арабских и курдских суннитов, которые до развала Халифата жили под османской властью.
В противоположность этому турецкие националисты изначально считали, что Турции не следует влезать в войны в Сирии и Ираке кроме как для защиты проживающих там туркменов и следует противодействовать любым курдским силам и территориальным образованиям как представляющим угрозу для турецкого националистического государства.
Ряд наблюдателей в этой связи считают, что в последнее время внешняя политика Турции смещается от первого подхода ко второму. Как далеко зайдет этот процесс, будет видно в ближайшее время...
* - запрещены в РФ