Политика

СОВЕТ МУФТИЕВ РОССИИ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

На фото: (слева на право) Дамир Мухетдинов, Равиль Гайнутдин

 

КОРПОРАТИВНЫЙ КРИЗИС

В статье о процессах, происходящих вокруг Татарстана, а также о мусульманских религиозных организациях центральных регионов России, нами было высказано предположение, что Совет муфтиев России (СМР) целенаправленно отодвигается на периферию религиозной активности, дабы эта некогда самая крупная и авторитетная религиозная организация постепенно прекратила своё существование. Риторически попросив муфтиев раскрыть для мусульман свои планы, мы задали им вопрос: а знают ли муфтии, чего они хотят для самих себя и для тех, чьими лидерами они зовутся?

Естественно, мы не получили ответа, однако события последнего времени, дают пищу для размышлений. Так, в Казани, не так давно, прошел масштабный съезд Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ), где присутствовало порядка тысячи имамов. Мы увидели высокий уровень организации и лишний раз убедились в том, что татары сегодня - это единственный государствообразующий мусульманский этнос, имеющий потенциал для поддержки ислама в России на государственном уровне. Бывший первый заместитель муфтия РТ Рустам Батров свою должность потерял. Сейчас кажется абсурдным, что одиозная фигура начальствовала над всей массой татарстанских имамов, среди которых множество заслуженных и авторитетных религиозных деятелей.

Ещё до съезда ДУМ РТ Рустам Батров начал раскручиваться Дамиром Мухетдиновым, первым заместителем председателя Совета муфтиев России и ДУМ Российской Федерации. Мухетдинов одобрительно высказывался о Батрове, делал перепосты его статей, полемизировал со своими коллегами, вступаясь за его протеже, пригласил его участвовать на конференции и курсах повышения квалификации в Санкт-Петербург в середине апреля 2017 года. Интересно, что всё это происходило на фоне высказанных в социальных сетях серьёзных обвинений Батрову со стороны сопредседателя СМР Нафигуллы Аширова в ереси и обвинений уже со стороны Батрова в адрес другого сопредседателя СМР Мукаддаса Бибарсова в интеллектуальном бессилии и отсутствии результата его деятельности за 20 лет (кстати, данные обвинения «лайкнули» два работника Санкт-Петербургского мухтасибата ДУМ РФ, по факту коллеги Бибарсова.

В обращении к Рустаму Батрову нами уже была высказана точка зрения, что он своей риторикой переходит грань, за которой заканчивается дискуссия и начинается пасквиль (собственно, слова Нафигуллы Аширова в адрес Батрова тоже не отличались сдержанностью), однако серьёзное удивление вызывает то, что за этим внутрикорпоративным конфликтом не последовало какой-либо видимой реакции со стороны самого главы СМР Равиля Гайнутдина?! Наоборот, после всего этого Батров принимает активное участие в работе Санкт-Петербургского мухтасибата, входящего в состав СМР и ДУМ РФ, общается и фотографируется с Гайнутдином и Мухетдиновым.

В этой связи вспоминается недавняя пресс-конференция, где Равиль-хазрат выступил с критикой некоторых работников администрации президента РФ и последовавшее вслед за этим заявление ряда поволжских муфтиев о всесторонней поддержке Гайнутдина. Тогда можно было сделать вывод о единстве и взаимопонимании внутри СМР, но, видимо, этот вывод был преждевременным. Нынешнее количество внутрикорпоративных противоречий в Совете муфтиев России говорит о том, что ситуация подходит к критической черте.

СОВЕТУЮТСЯ ЛИ В СОВЕТЕ МУФТИЕВ РОССИИ

Так что же из себя представляет СМР? Это централизованная религиозная организация, которая была образована, судя даже по названию, на принципах шуры, то есть совета между руководителями региональных мусульманских объединений, имевших практически полную автономность в своей работе. Такая автономность, хоть изредка и заставляла председателя СМР оправдываться за своих коллег, тем не менее придавала общей конструкции Совета муфтиев России устойчивость тем, что ошибки отдельных руководителей не обрушивали систему, а достижения ложились в копилку всей организации. От этого выигрывал каждый участник совета. Вместе с тем, судя по информации, доступной в сети, именно принципы шуры и согласованности реализовываются слабо, по крайней мере мы редко находим упоминания о собраниях муфтиев СМР, зачастую протокольных, а также о периодических встречах тех или иных руководителей региональных управлений с Равилем Гайнутдином, по итогам которых давался лишь общий пресс-релиз.

Сегодня Совет муфтиев России ассоциируется в первую очередь с международными отношениями по ближневосточному направлению (западное направление под контролем Дамира Мухетдинова), международным Конкурсом Корана, международной выставкой «ХаляльЭкспо», представительством в Совете по хаджу, взаимодействием с Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования. О последнем расскажем подробнее. Совет муфтиев России является соучредителем Фонда, при этом в Фонде позиции СМР отстаивает член правления Ильдар Нуриманов, представленный там в качестве работника ДУМ РФ. Также известно, что прозрачность в распределении грантов Фонда между региональными членами СМР отсутствует, решения принимаются Дамиром Мухетдиновым и реализуются Ильдаром Нуримановым. Отчётов о распределении грантов ни перед шурой, ни перед Съездом СМР не делается, на сайтах Совета, ДУМ РФ или самого Фонда они не публикуются. Более того, распределение грантов становится рычагом давления на некоторые региональные духовные управления с тем, чтобы они переформатировали свои уставные документы под требования ДУМ РФ, предполагающие централизацию и возможность смены руководителей региональных ДУМов из Москвы.

КОРПОРАТИВНАЯ РЕИНКАРНАЦИЯ

Итак, мы уже показали, что по линии взаимодействия с Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования Совет муфтиев России замещается Духовным управлением мусульман Российской Федерации. Надо полагать, что похожие процессы идут и по другим направлениям деятельности СМР, и в конечном, итоге, в этом нет сомнения, ДУМ РФ заменит СМР полностью. Нельзя сказать, что данный процесс лишён логической основы. ДУМ РФ является преемником важнейшего учредителя СМР – Духовного управления мусульман Европейской части России, которое в последний период активно прирастало организациями из регионов, территориально относящихся, в том числе, к сфере деятельности муфтия Бибарсова в Поволжье и муфтия Аширова в Азиатской части России. Так, например, была сформирована организация в Пензенской области под руководством Асията Уразаева, вчера ещё члена, искусственно созданной организации РАИС и нерукопожатного оппонента муфтиев поволжского региона. Также был открыт приход в Екатеринбурге и назначен полпред ДУМ РФ без оглядки на Нафигуллу Аширова.

Впрочем, такие этические казусы руководство ДУМ РФ не останавливали, поэтому, выйдя за территориальные рамки Европейской части России, ДУМ получило новое свидетельство и наименование, обновило структуру и кардинально трансформировало правоустанавливающие документы. От ДУМЕР к ДУМ Российской Федерации перешли все старые региональные управления, которым было настоятельно предложено перерегистрировать свои уставы на типовые, что наверняка не было исполнено большей частью регионов. Вместе с этим, руководство ДУМ РФ периодически сталкивалось с затруднениями.

Так, ДУМ Мордовии, возглавляемое муфтием Илдузом Исхаковым, членом президиума ДУМ РФ, на своем последнем съезде 4 декабря 2016 года приняло решение отвергнуть навязываемый документ, как, впрочем и другие регионы Поволжья. При этом 1 ноября 2016 года муфтий Исхаков был принят Равилем Гайнутдином и сотрудниками аппарата ДУМ РФ в Москве. По результатам той встречи на сайте ДУМ Мордовии было анонсировано «внесение некоторых изменений в Устав организации», однако за прошедший после этого месяц ситуация кардинально поменялась, и участники Съезда единогласно проголосовали против предложенного документа (http://islam-rm.com/fullnew.php?id=499).

Кто способствовал такому дружному демаршу мордовских и поволжских муфтиев - неизвестно. К этому можно добавить, что после Съезда «проверки» мусульман при ДУМ Мордовии сотрудниками силовых структур на выходе из мечетей приобрели системный характер. На основании таких совпадений не хочется строить гипотез, однако в беседах с работниками Духовных управлений и простыми мусульманами то и дело высказываются осторожные догадки о том, что их природа не случайна.

 

Комментарии 0