Политика

ИСЛАМ, ТАТАРСТАН И ИСТОРИЧЕСКОЕ ПЕРЕПУТЬЕ. Кто реально управляет «Татарским миром» и какую версию Ислама ему готовят?

Я мусульманин и татарин. Нас много. Представителей российского среднего класса с высшим образованием, с возрастом вокруг сорока лет, имеющих семью, работу, некоторую стабильность взглядов и интересов. Отслеживающих события, новости, заявления и публикации. Имеющих точку зрения на то, куда движется наша страна, наша Республика и наш народ. При этом верующих, убежденных в том, что предстанем перед Аллахом.

Мы практикуем Ислам и живём полноценной жизнью, не прилагая к этому каких-то сверхусилий. Мы говорим на татарском и русском языках одинаково комфортно. Мы делимся друг с другом соображениями и опасениями, кого-то критикуем, кого-то хвалим. Но практически никогда мы не набираемся решимости озвучить наши мысли в публичном пространстве.

Сесть за клавиатуру меня заставила целая совокупность процессов, происходящих вокруг татарского народа, которые, как рисует мне мое воображение, начинают сходиться к единой точке, за которой нас ждет утрата религиозной, этнической, культурной идентичности, а также разрушение остатков татарской государственности как последнего оплота российского федерализма. Об этих процессах и поговорим.

 О ТАТАРСТАНЕ И ДУМ РТ

В свое время татарстанское Духовное управление решило идти своим путём, открестившись от союза с такими же татарскими муфтиями из СМР. Помнится, это происходило на фоне истерии нападок на Равиля Гайнутдина со стороны силантьевской команды. Гусмана Исхакова и участие ДУМ РТ в СМР тогда разменяли на иллюзию, что религиозное поле Татарстана больше бередить не будут. Вскоре стало ясно, что это было только начало. Жаль, что у национально и религиозно ориентированных татарских элит тогда не хватило разума на то, чтобы спрогнозировать, к чему приведут эти уступки современным ильминским, которые шаг за шагом, часто силами внутренних предателей, выталкивают нас из идеологического и культурного ареала, лишают корней. Власти Татарстана, вместо того, чтобы укреплять позиции ДУМ РТ в системе мусульманских религиозных объединений России, обособили татарстанское Духовное управление, позволили проходимцам лживыми публикациями, обвинениями и клеветническими ярлыками «кошмарить» мусульманскую среду Татарстана и отдельных авторитетных религиозных деятелей, неразумными кадровыми решениями запустили внутриконфессиональные конфликты и пр. Всё это привело к тому, что Татарстан отказался от идеологических связей с татарами, проживающими в самых разных уголках России и считающими Казань своей духовной опорой. Тем самым, мне кажется, была сделана практически роковая ошибка.

Так или иначе, тогда это был только первый шаг, а вот из последних – это «доброе утро» Рустама Нургалиевича Минниханова, такой специфический подарок Москвы к его юбилею в виде одномоментной массированной провокации против экономики и социальной стабильности Татарстана. Отзыв лицензии сразу нескольких банков - это, может быть, не последнее китайское, но вполне себе явное предупреждение не рыпаться с нашей автономностью в виде религии, языка, института президентства, экономики и налогов. Утром 3 марта, в пятницу, когда впереди собрания в мечетях на джума и выходные, в которые народ может выйти на городские площади, запустили информационную «бомбу» о Татфондбанке. Вообще-то так делаются «цветные революции». Так вот, если ситуация в банковской сфере Татарстана начнёт складываться карточным домиком, то от кого власти предпочли бы услышать призыв к татарстанцам о терпении и доверии к руководству Республики и на чей авторитет могло бы опереться руководство Татарстана? Известных татарских религиозных деятелей в самой Республике и по всей стране, считающих Казань своей религиозной отчизной, или «рустамов батровых», поборников древних шамаилей и обновлённых мазхабов? А ведь именно власть, поддавшись внешним интригам и козням, отвернулась от первых и пошла на поводу вторых, дав им возможность прогнать Ислам в Татарстане сквозь шпицрутены.

 

О ТАКИХ КАДРАХ, КОТОРЫЕ ВСЕ РЕШАЮТ

Кстати, если мы доподлинно не знаем, кто дал зеленый свет ситуации с Татфондбанком, то того, кто запустил другую «бомбу» в изрытое информационными боями исламское поле Республики, мы знаем - это упомянутый выше в кавычках господин Рустам Батров, со своей фотографии стреляющий в читателей забавной искоркой из глаз и потирающий свой подбородок, от чего мне, если честно, не по себе - ощущение, что данным господином задумано много хорошего и неожиданного. Р. Батров – пока ещё первый заместитель председателя ДУМ РТ, в чьем профессиональном портфолио должности председателя Совета улемов Татарстана, проректора по науке Российского исламского университета, редактора журнала «Минарет». А вот в области образования резюме впечатляющим уже не назовешь – в двадцать лет окончил Московский исламский колледж, в двадцать четыре получил высшее образование. Вот вроде и все. Совершенно непонятно, как человек с таким всё-таки ограниченным религиозным тылом возглавлял Совет улемов целого Татарстана, причём на этом посту он сменил более старшего Рамиля Юнусова, чья биография не в пример интереснее в области религиозного и светского образования, жизненного и профессионального опыта, армейской службы и пр.

В ДУМ РТ ничем примечательным, кроме роли цербера, Р. Батров не выделялся. В последнее время он был занят «актуализацией некоторых древних традиций татарского народа», а именно «шамаилей», хотя сам оговаривается, что «этот вид изобразительного искусства пришёл из Турции в конце XIX – начале XX веков», что на древность, конечно, не тянет. Да и вообще странно, если уж Батров так настороженно воспринимает угрозу арабизации татарской культуры, то почему он насаждает нам культуру турецкую и персидскую.

 

О НЕХАНАФИТСКОМ ХАНАФИТСКОМ МАЗХАБЕ

Запущенная Р. Батровым «информационная бомба» пока состоит из двух статей и в общих чертах заключается в том, что автор ничтоже сумняшеся призвал настолько обтесать древо ханафитского мазхаба, чтобы остался лишь корень, на котором, мол, мы вырастим нечто новое с человеческим лицом. В первой статье - «Учение Абу Ханифы попало в ДУМ РТ под негласный запрет?» - автор выдаёт некий винегрет из булгарской академии, рассуждений общего характера, намаза на татарском языке, мейнстримового «исламского ответа радикализму» и озабоченного «Слишком много на кону!»

Но вот уже во втором опусе - «Тренд, заданный Абу Юсуфом ханафизму, оказался в Средневековье доминирующим» - Рустам Батров более конкретен и менее сдержан. Без каких-либо ссылок на источники автор позволяет себе в высшей степени смелые обороты относительно качеств Абу Юсуфа, ученика Абу Ханифы – «хоть и числился в учениках Абу Ханифы, внутренне был ориентирован на противоположный лагерь», «самовлюбленный факих», «подхалим власти», «предатель». Я человек не впечатлительный, но мурашки по коже у меня бегали, ведь обвинитель - это выпускник колледжа, а обвиняемый - известный Алим. Хотя в принципе Рустам Батров уже не первый раз показывает, что он не робеет перед авторитетами. Ещё в 2011 году на Всероссийском мусульманском совещании в Москве муфтий Чечни устроил нашему герою жесточайший публичный разнос, сказав буквально: «У него ещё от пелёнок пятна на мягком месте не отошли, и он начинает крыть целый народ анекдотами в интернете, начинает обсуждать известного ученого богослова». Но, как мы видим, муфтия Чечни Батрову для вразумления недостаточно.

Интересно, что обновленческий посыл о возврате к «глубинным корням» Батровым был сделан на фоне его решения об увольнении из ДУМ РТ – видимо, свою миссию он считает выполненной. Рустам Батров заявил, что хочет сосредоточиться на научной деятельности. При том, что свою первую статью о ханафитском мазхабе он начал с рассуждений о туманном будущем Булгарской академии, о колоссальной ответственности, которая ложится, в том числе, и на его плечи, а также о недостатках концепции, которую можно было бы положить в основу нового исламского учебного заведения, складывается ощущение, что наметился Р. Батров именно туда. Лично я не сомневаюсь, что его путеводная звезда, благодаря которой он занимал статусные посты на важнейших направлениях исламской сферы Татарстана, сможет и здесь ему послужить. Что в таком случае случится с академией - размышлять не берусь.

 

О ТОМ, ЧТО НУЖНО ЖИТЬ ДРУЖНО

Подводя промежуточный итог и возвращаясь к вопросу о процессах, происходящих вокруг татарского народа в самых разных сферах, меняя тон со смешливого на серьезный, резюмируем, что все эти годы в исламской среде шло расшатывание религиозной основы татар - то в сторону «традиционного ислама» в лице ханафитского мазхаба, то теперь в сторону радикального обновленчества в виде намаза на татарском языке и теперь уже открещивания от ханафитского мазхаба. Причем, в принципе, всё это делалось и делается одними и теми людьми из нашей же среды, при попустительстве как самого народа, уже одурманенного от головокружения (то за мазхаб, то против него), так и тех, кто должен стоять на страже духовного и идеологического здоровья нашего народа, то есть религиозных, национальных и политических лидеров нашей нации.

О религиозных татарских лидерах отдельный разговор. Сегодня среди муфтиев и духовных управлений тех регионов, где коренной мусульманской народностью являются татары, мы наблюдаем идеологическую и организационную раздробленность. В вопросе сохранения татар как народа, для чего требуется поддержание и укрепление религии, культуры, национального самосознания и патриотизма, среди муфтиев и имамов нет никакого рабочего взаимодействия, кроме формальных встреч на конференциях и приемах. Дорогая и многообещающая площадка в виде форума татарских религиозных деятелей, судя по отзывам, проходит без какого-либо концептуального наполнения. Помнится, в 2014 году прозвучали призывы о формировании концепции сохранения татарского народа по примеру «Русского мира», но, видимо, кто-то её уже сформулировал за нас самих.

Конечно, не приходится ожидать какой-либо совместной работы ДУМ РТ с ЦДУМ. Негативную роль тут играют одиозность руководителя этой структуры, а также её периферийное расположение. Про РАИС все успели забыть. Новая структура под руководством Альбира Крганова пока ещё только начинает работу, причем в правильном направлении – мы слышали выдержанные заявления по хиджабам, призыв к взаимодействию с иными мусульманскими структурами. Но вот с кем действительно нельзя было прекращать работу, так это СМР. Москва и Казань в связке дополняли друг друга как административный и духовный центры, усиливали не только самих себя, но и многочисленные региональные духовные управления на территориях от Северо-Запада до Дальнего Востока России, где за много веков укоренились татары. Сегодня Казань без Москвы это уже практически религиозная провинция, не значительнее Уфы, Махачкалы или Грозного, а Москва без Казани — это такой дорогой офис в столице, с богатыми спонсорами, но без серьёзного исторического бэкграунда. Пусть сегодня в СМР входит немалое количество региональных духовных управлений, но без Татарстана все они сироты.

 

О ТЕХ, КТО НЕ ДРУЖИТ ДРУГ С ДРУГОМ

Очень странно, почему никто из муфтиев и имамов сегодня не говорит о необходимости сплочения и о том, что взаимная поддержка и координация сегодня как воздух нужны им самим и всем татарам в целом. Непонятно, то ли кто-то на кого-то обиделся, то ли просто устал, но на лицо практически преступная безответственность в первую очередь таких опытных религиозных деятелей федерального масштаба как Равиль Гайнутдин, Нафигулла Аширов, Мукаддас Бибарсов, которые сняли с повестки дня татарстанский и татарский вопросы. Почему безответственность? Потому что, декларируя заботу о будущем Ислама в нашей стране, они должны понимать, что укоренённость Ислама в центральной части России держится на татарах как единственном коренном на этих территориях мусульманском государствообразующем этносе. Неокрещенцы осознанно выбивают религиозную основу из-под татар, прекрасно понимая, что все остальные мусульманские народы не обладают потенциалом для того, чтобы системно удерживать Ислам на таких позициях, с которыми государству необходимо будет считаться. Без татарского фактора Ислам в центральной части России окончательно приобретёт статус пришлой, а значит временной религии. Не учитывать это, не предпринимать усилий для объединения и разработки стратегической концепции поддержки и развития Ислама в России означает исчерпать себя в качестве религиозного деятеля. Проводить намазы сегодня может любой имам и каждый пятый прихожанин, проводить мавлиды, конкурсы, конференции и круглые столы, делать заявления и собирать подписи могут общественники и ученые. Зачем тогда нужны муфтии?

 

О ТЕХ, КТО ВСЕ-ТАКИ ДРУГ С ДРУГОМ ДРУЖИТ

Вместе с этим, справедливости ради, необходимо упомянуть о таком аспекте взаимодействия Москвы и Казани, как взаимная поддержка двух первых замов – Дамира Мухетдинова и приснопоминаемого Рустама Батрова. Связывает их не только Нижегородчина и журнал «Минарет». Оба - усердные обновленцы, хотя первый по духу и убеждению, а второй по служебной необходимости, оба молодые и амбициозные, видимо, не без путеводных звезд, оба, в конце концов, бесстрашные - как в своих заявлениях о намазе на татарском и необязательности хиджаба, так и в том, что в свое время вызвали суровые отповеди со стороны ДУМ Чечни. Так, в 2013 году в своем заявлении муфтий Чеченской Республики Султан Мирзаев сказал такие слова, которые должны были вызвать публичную реакцию по крайней мере со стороны непосредственного руководителя Д. Мухетдинова Равиля Гайнутдина: «Приходится с сожалением отмечать, что в различных советах и так далее нашли какой-то приют люди, подобные Дамиру Мухетдинову, не имеющие никакого отношения к Исламу и не делающие абсолютно ничего для того, чтобы в России между мусульманами установились тесные связи, чтобы в России были созданы для них какие-то условия», а также, что Мухетдинов «далёк от истинной религии и, скорее всего, его голова далека от Ислама». Не знаю, была ли какая-то реакция вообще, но нам, простому народу, пришлось эти обвинения в адрес одного из татарских религиозных деятелей проглотить. А может Султан Мирзаев был прав?

Так или иначе, после выхода первой критической статьи Р. Батрова о ханафитском мазхабе, первым её перепостил именно Дамир Мухетдинов, сопроводив приветственным лозунгом поддержки «С возвращением Вас, Рустам хазрат!» Но интереснее то, что статью Батрова запостили на официальном сайте Совета муфтиев России muslim.ru, где она по сию пору располагается безо всякой оговорки, что мнение редакции или отдельных имамов может не совпадать с мнением автора. Молчание Равиля Гайнутдина, Нафигуллы Аширова, Мукаддаса Бибарсова, Нурмухаммада Нигматуллина показывает, что они либо поддерживают начинания Рустама Батрова, либо устранились от дел Совета муфтиев России. В обоих случаях это вызывает, мягко скажем, удивление.

Возможно, конечно, что для СМР и ДУМ РТ уже определено место в доме престарелых и будущее за централизованным ДУМ РФ под единоначалием Мухетдинова, но, может, вы, уважаемые хазраты, в таком случае сразу скажете, в какие прекрасные дали вы везете татар?

И вообще, определитесь, пожалуйста, ВЫ везёте или ВАС везут?

Автор: Эльдар Сабитов
подписаться на канал
Комментарии 2
  • Татарам, башкирам давно уже капец в Русии. Все эти телодвижения всего лишь агония привязанного за ноги и зарезанного через горло барана перед смертью. Очень жаль...
    (0)
    17 октября'2017 в 10:07
    • В прежние века, в Казани и по губернии, татары имели великое множество медресе, откуда выпускали высокоподготовленных специалистов. Они все могли работать на местах, и шли проповедывать Ислам в Среднюю Азию, Кавказ, Сибирь. В настоящее время к величайшему сожалению именно из Татарстана появились проповедники язычества в форме тенгрианства. Неужели внутри республики не ведётся вообще никакой работы с ними?
      (0)
      1 февраля'2018 в 15:19