Общество

История Ислама в Южной Африке

Распространено мнение, что Ислам был завезен в Южную Африку рабами из Индонезии и Малайзии. Таким образом, первые мусульмане здесь оказались благодаря голландским колонизаторам в конце 17 в.

Однако многие полагают, что это не так. Есть мнение, что мусульмане проживали в Южной Африке задолго до появления здесь рабов из Юго-Восточной Азии. Обнаруженные обломки кораблекрушений свидетельствуют о том, что и до европейцев мореплаватели из самых различных стран бороздили воды вокруг мыса Горн.

Тот факт, что среди них могли быть и арабы – представители могущественнейшей в то время империи – представляется весьма вероятным, учитывая, каких успехов они достигли в те дни в самых различных областях человеческой деятельности.

Известно, что аль-Бируни – известный географ и ученый 9 в н.э. – считал, что африканский континент простирается далеко на юг и его берега омывают моря, пригодные для навигации. У другого известного географа – Идриси – была карта, на которой обозначена река Лимпопо (граница нынешней Южно-Африканской республики с северными соседями).

Существует также предание, согласно которому Муса – сын одного из сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), имеющий наполовину европейское, наполовину арабское происхождение, - был послан с миссией распространять Ислам в Африке. В результате, как считается, он достиг юга континента.

Его корабль потерпел крушение возле мыса Игольный – самой южной точки континента. Сам он назвал это место «Рас аль-Ислам – «Мыс повиновения Аллаху». Как рассказывают, Муса и его товарищи были спасены местными племенами, впоследствии ставшими мусульманами.

В этой связи ученые из Марокко полагают, что завезенный еще в те времена на Юг Африки Ислам всего лишь впал в длительный и глубокий сон, чтобы впоследствии пробудиться в сердцах потомков древних мусульман. Подтверждением этому служат и обычаи некоторых африканских племен.

Так, в Северном Трансваале (провинция нынешней ЮАР) проживает племя Ба-Лемба. Оно (кстати, ранее некоторые исследователи полагали, что это племя имеет семитские корни) придерживается многих традиций авраамических религий, в том числе Ислама. Они не только делают обрезание мужчинам, но также не едят свинины и хоронят своих умерших лицом к Ка’абе.

Возможно, члены этого племени приняли Ислам, когда арабские купцы начали торговлю на побережье нынешней Кении, а также на территории Мозамбика. Это было задолго до того, как на африканскую землю ступила нога европейца. Зимбабве также вело оживленную торговлю золотом с арабо-мусульманским миром.

Необходимо помнить и о том, что экономическая экспансия арабского мира никогда не базировалась на чувстве национального превосходства. В результате мусульмане смогли наладить гармоничные отношения со многими народами Африки.

Они часто женились на представительницах местных племен. Их коммерческая деятельность способствовала распространению Ислама. Однако в настоящее время все эти факты зачастую игнорируются из-за того, что большинство ученых придерживается европоцентрического подхода к истории.

Вместе с тем, мусульманское сообщество Южной Африки существенно окрепло именно в 17 веке, чему, по иронии судьбы, способствовала колониальная политика христиан-голландцев. Последние отправляли сюда многих исламских религиозных лидеров, используя Южную Африку в качестве места ссылки.

Таким образом Ислам, несмотря на враждебное отношение к нему, дискриминационное законодательство (в отличие от религии мусульман, христианство поощрялось) и ограничения на публичное исповедование, смог устоять в частной сфере. Интересен и тот факт, что, в то время как колониальные власти поощряли рабов принимать христианство, и даже обещали им за это свободу, многие рабовладельцы не без успеха уговаривали их придерживаться Ислама.

Среди знаменитых мусульманских ученых южноафриканского сообщества был шейх Юсуф, признанный при жизни праведник (вали). Такие люди, как он, а также шейх Нуриил Моибиин и шейх Абд уль-Кадус Салам (Туан Гуру) были не только воинами, закаленными в битвах, но и духовными лидерами, придерживавшимися тасаввуфа (суфизма).

К концу 18 столетия Ислам пустил глубокие корни в Кейп-Тауне. С приходом англичан там его практиковали уже открыто. В 1793 году была воздвигнута первая мечеть в Южной Африке - «Масджид-уль-авваль», название которой так и переводится – «Первая мечеть». При ней было открыто медресе, в котором могли учиться 500 детей.

С приходом англичан на Юг Африки открывается и другая интересная страница в истории исламского сообщества ЮАР. В эту страну начинают в массовом порядке приезжать мусульмане из Индии.

Сейчас индийцы и малайцы составляют подавляющее большинство мусульман в ЮАР. При этом, как говорит академик Университета Кейп-Тауна доктор Абд уль-Кадир Тайиб: «все мусульмане Южной Африки понимают, что они принадлежат к всемирной мусульманской умме. Они не игнорируют свои различия, но когда речь заходит об Исламе, то все едины».

Рабство было окончательно отменено к 1838 году. В то время мусульмане составляли одну треть от населения Южноафриканской колонии. Несмотря на то, что ранее они были рабами, многие из них владели различными профессиональными навыками.

Среди мусульман были повара, портные, строители, ткачи ковров и другие ремесленники, на которых в те времена существовал большой спрос. Фактически большая часть Кейп-Тауна была построена руками мусульман. Исламские сообщества во многих других городах также процветали.

В 1945 году был создан Мусульманский юридический совет, цель которого состояла в разрешении споров по религиозным вопросам, в первую очередь – между улемами. Он и сегодня продолжает свое существование, порой оказываясь в центре весьма шумных событий.

В начале 60-х годов 20 столетия, при правлении премьер-министра Хендрика Вервоерда, над страной стали сгущаться тучи апартеида – расистская система угнетения небелого населения ЮАР. Первоначально мусульмане чувствовали себя в относительной безопасности: от них не требовали повсюду носить с собой специальные пропуска, как темнокожим. Но все равно в своей стране они оставались «гражданами второго сорта».

Впоследствии Вервоерд пошел еще дальше и принял т.н. Group Areas Act. Вскоре вынужденные переселения и проводимая премьер-министром политика сегрегации близко коснулись каждого жителя Южной Африки. Формировавшемуся на протяжении столетий мусульманскому сообществу был нанесен непоправимый ущерб.

Учитывая масштаб сегрегационной практики, можно лишь удивляться тому, насколько слабым было сопротивление со стороны мусульман. На него решились лишь единицы. Среди них был имам Абдулла Харун, утверждавший, что практика апартеида грубо нарушает установленные религией моральные требования.

Харун считал решением проблемы повышение самосознания населения путем обучения. Несмотря на угрозы, он обращался к своим последователям в Клермонте с проповедями о творившихся беззакониях.

В то же время Харун вел активную пропагандистскую работу в районах с негритянским населением. Этого не могли не заметить расистские организации, и через некоторое время его деятельность привлекла внимание полиции. Ученый был задержан, а в 1969 году убит в тюрьме.

Однако, как ни странно, его смерть не привела сразу же к бурной политической реакции. Харуна признали героем лишь спустя более десяти лет. О его мученической смерти стали много говорить после волнений 1976 года, а также бойкота школ в 1980 году, вызванной политикой апартеида.

Только в 1994 году расистская система пала и было создано правительство национального единства. Несмотря на свою относительно небольшую численность (около 5% населения страны), мусульмане стали пользоваться значительным политическим влиянием. Это проявилось в ходе первых выборов в Национальную Ассамблею.

Однако в том же 1994 году произошло и другое знаменательное событие – празднование 300-летия Ислама в Южной Африке. В те дни многолюдные демонстрации показали, насколько окрепло за эти годы исламское сообщество.

По материалам книги Др. Абд ур-Рахмана Мадиди «Распространение Ислама в Южной Африке и его влияние на общество»

 

Автор: Исламский информационный портал
подписаться на канал
Комментарии 0