Политика

ИГИШ-2.0: Аль-Каида может подставить Идлиб под разгром

(На фото - карта контроля территорий сторонами войны в Сирии в Идлибе и вокруг него; зеленое - повстанцы)

 

Во время битвы за Алеппо и после нее мы немало писали о проблеме взаимоотношений внутри сирийских повстанцев и в частности "Джабхат ан-Нусры"* (Джабхат Фатх аш-Шам, Джабха). Мы озвучивали нашу позицию открыто - помимо военно-управленческой консолидации повстанцев им требовалось решить проблему единого политического руководства и политического позиционирования перед миром, без чего выживание в этой схватке глобальных и региональных хищников представляется маловероятным. А это в свою очередь требовало полного политического ухода "Аль-Каиды" (АК)* из зон подконтрольных повстанцам с растворением ее рядовых бойцов в единой исламской силе, политически, идеологически и кадрово дистанцированной от нее. Собственно, именно такой вариант бойцам Джабхи на протяжении многих месяцев предлагало руководство Ахрар аш-Шам - наиболее массовой центристской исламской силы повстанцев.

Вместо этого Джабха усроила шоу с переименованием из Джабхат ан-Нусры в Джабхат Фатх аш-Шам и формальным отсоединением от АК, однако, таким, что на ведующих позициях нового движения остались все те же ее ветераны, а их заявления продолжали содержать в себе отсылки к Бен Ладену и Завахири. На кого это было расчитано? К примеру, в Сирии вообще никогда не было Рабочей Партии Курдистана (PKK) - политической крышей ее бойцов там является формально абсолютно независимый Демократический Союз (PYD), да еще и входящий в коалиционные Сирийские Демократические Силы (SDF). Но фактически это все кадры и идеи PKK, и потому Турцию вообще не волнует, какие они используют бренды - они просто должны оттуда исчезнуть, и все - такова официальная позиция Анкары в отношении своих антагонистов.

Аналогично относятся к носителям идей и проводникам планов АК, вне зависимости от того, как они себя называют, американцы. И тут, разумеется, нам возразят, что мусульмане должны бояться Аллаха, а не Америку, которая нам не указ и вообще сама международный террорист номер один. Так-то оно так, но Аллах дал свои инструкции людям размышляющим и призвал их к размышлению, на что указывается во множестве мест Корана. А если мы будем размышлять беспристрастно, то увидим, что во всех регионах джихада с местной повесткой, в которые Аль-Кайда заходила со своей глобальной повесткой превращения их в базы "всемирного джихада против крестоносцев и иудеев", в итоге "что-то пошло не так".

Исламский Эмират Афганистан* - был уничтожен после атак 11 сентября, которые АК продолжает прославлять каждый год, и отказа выдать ее лидеров Америке, какой уже год подряд пытаясь вернуть прежние территории. Кавказ - разгром и маргинализация национально-освободительных и исламских сил именно в результате возобладания повестки и идей АК. Йемен - действия АК создали тот зазор, в котором при поддержке Ирана подняли голову хуситы. Сомали - страна сегодня уже охвачена голодом, что стало следствием многолетних экспериментов проводников идей АК сперва в Союзе Шариатских Судов, а потом, после его раскола - Аш-Шаббаб. В общем, мы видим, что нигде эмиссары АК не преуспели кроме как в одном - превращении мест, в которых они появляются, в "черные дыры" на карте мира, разгроме или маргинализации их исламских сил.

Но вернемся к Сирии. Теперь, вместо того, чтобы принять предложение Ахрар аш-Шама, Джабха инициировала создание нового объединения - Харакят Тахрир аш-Шам (ХТШ). Формальным руководителем поставлен бывший амир Ахрара, покинувший его - Абу Джабер, но фактическим лидером и военным амиром стал глава Джабхи Джоулани. Склонить к вхождению в объединение удалось многие группы и, что самое важное, удалось отколоть немало сил от Ахрара, который фактически был этим подорван в качестве ведущей исламской силы, стоящей на центристских позициях.

После создания ХТШ немедленно последовали атаки на неприсоединившихся к нему повстанцев, включая и Ахрар. Весьма знаковым событием стала история с Джунд аль-Аксой*, об аффилированности которого с ИГИЛ* не знал только слепохлухонемой, но несмотря на это, Джабха взяла ее под свое покровительство, когда Ахрар пытался ее полностью нейтрализовать. Через какое-то время, однако, бойцы Джунда заявили, что их амир присягнул Джабхе без их ведома, и Джабха была вынуждена снять с себя ответственность за них, а сами они закономерно отправились в ИГИЛ.

После всех этих художеств, а также новых атак ХТШ-АК на другие группы повстанцев, один из ведущих современных идеологов исламской политики и вооруженных движений шейх Абу Басыр ат-Тартуси выступил с резкими обвинениями в адрес лидера Джабхи и креатуры АК Абу Мухаммада Джоулани. Он, в частности, был обвинен как в подрыве сирийской революции, так и в том, что именно в результате его действий в Сирии возник и поднялся ИГИЛ.

С последним ретроспективно трудно не согласиться, конечно, если рассматривать не только Джоулани, но и АК в целом. ИГИ в Ираке - это ее нежеланное дитя. В Сирии ее ядро также первоначально составили бойцы первой Джабхи, большая часть которых ушла в ИГИЛ. Идеология была по сути та же, что и у АК, с различием лишь методов - создать государство, которое будет плацдармом для "всемирного джихада не только "против иудеев и крестоносцев", но и против "вероотступников", под которыми подразумеваются режимы соседних суннитских стран. И это при признании того, что главная идущая сейчас война - это война против рафидитов, которая без консолидации этих стран невозможна.

Сторонники ИГИЛ как выученники АК уже обешали мусульманам, что под Даббиком повергнут коалицию из 80 знамен и в скором времени возьмут Рим. В итоге, однако, Даббик был сдан почти без боя, Рим стоит в половине Мосуле и в лице своих агентов подбирается к Ракке, а территории, отнятые ИГИЛ у сирийских повстанцев-суннитов, передаются асадитам и курдским коммунистам.

И на этом фоне их учителя и бывшие соратники готовят участь ИГИЛ тому массиву территорий вокруг Идлиба, который пока находится под контролем повстанцев. Де-факто АК пытается установить над ними свой контроль, действуя под брендом ХТШ, и пытаясь нейтрализовать другие группы. Вчера движение Ахрар аш-Шам выступило с заявлением об агрессии против него со стороны ХТШ, заявив, что последнее стало осуществлять ее сразу же после своего создания.

Ахрар призывает ХТШ придти к согласию, но называя вещи своими именами, попытки все это время закрывать глаза на проблему АК привели к тому, к чему привели, как ранее они же привели повстанцев к появлению ИГИЛ, отнявшего у них огромные территории. Если решить эту проблему с позиций сильного уже нельзя, а Ахрар судя по всему уже упустил эту возможность, лучшим решением было бы размежевание зон контроля, чтобы в будущем они были четко разделены. Если Ахрар, ССА и их союзники не сумеют сделать и этого, им придется уйти в Щит Евфрата. В таком случае АК добьется установления своего контроля над территорией Идлиба и вокруг него, что в среднесрочной перспективе означает только одно - после разгрома ИГИЛ Западная коалиция вместе с Россией и Ираном возьмутся за нее.

Очевидно - если им не сумел противостоять ИГИЛ с его возможностями уже фактически созданного государства, это тем более не сможет сделать АК. Что ж, в таком случае в свой "актив" она сможет занести еще одну разгромленную революцию в Исламском мире. Единственными же частями Сирии, политически подконтрольными суннитам по итогам этой войны, в таком случае окажутся зоны под протекторатом Турции и Иордании - Щит Евфрата и Южный фронт. И от того, насколько сейчас удастся расширить первый, будет зависеть, сколько их вообще будет.

* - запрещены в России

Комментарии 0