Жители самого крупного в Карачаево-Черкесии селения Учкекен в напряженном ожидании. Уже четыре дня в селении и его окрестностях проходят оперативно-разыскные действия (ОРД).
В ночь на субботу в центре Учкекена произошла перестрелка. Сотрудники ГИБДД попытались остановить «Жигули», в ответ пассажиры открыли огонь — один полицейский погиб, двое госпитализированы. Был введен план «Перехват».
Несколько дней подряд полицейские в сопровождении отрядов ОМОНа проводили обыски в домах местных жителей. Особой грубости не проявляли, но и объяснять, почему спозаранку без предъявления документов в дом входит куча мужиков в масках, берцах и с автоматами, не пытались. А вопрос, пускать ли незваных гостей, у жителей даже не возникал, слишком свежи воспоминания двухмесячной давности.
1 сентября в поселке Мирный Ставропольского края был обстрелян передвижной пост ДПС, на поиски преступников кинули все силы Ставрополья, им помогали УФСБ и МВД КЧР. В течение недели сначала в Малокарачаевском районе, а потом и в Хабезском задерживали мужчин. Всего через РОВД за эти дни прошли более ста человек. Только в Учкекене за три дня было задержано 80 человек. Возраст, род занятий и даже документы полицейских не интересовали, главный критерий — наличие бороды.
В РОВД задержанных встречали неизвестные им сотрудники (местных полицейских почти все знают в лицо) и проводили профилактические беседы, суть которых сводилась к тому, что борода позорит мужчину и подставляет весь народ. Беседы сопровождались оскорблениями и побоями. Дальше следовал ультиматум: либо сейчас сбреешь бороду, либо будет хуже. Бритвенные принадлежности и зрители прилагались. Особенное усердие проявлял один из сотрудников, представлявшийся начальником полиции КЧР Альбертом Карабашевым.
«Если моя борода так мешает, я готов ее сбрить дома, но устраивать из этого шоу не буду», — заупрямился один из задержанных Мурат (имя изменено). После отказа брить бороду его доставили в Черкесск, в центр «Э», били током, потом насильно обрили бороду и оформили административный арест на 10 суток. Таких смельчаков, как Мурат, было немного, в основном молодежь. Большинство же опасались за свои семьи и не радовались перспективе попасть в некий «список», которым местных жителей постоянно стращают сотрудники МВД на сельских сходах. По их словам, в Малокарачаевском районе сейчас в списках числится 76 человек.
В последнее время в Карачаево-Черкесии тема экстремизма поднимается с завидной регулярностью на круглых столах в МВД и на сельских сходах. Представители МВД много рассуждают об угрозе ваххабизма и острой необходимости кропотливой воспитательной работы среди молодежи. Вот только не ясно, как объяснить молодежи смысл «разъяснительной работы» сотрудников этого же МВД.
Стоит только отметить: подобные профилактические мероприятия прежде часто проводились в Кабардино-Балкарии. В 2005 году в Нальчике случилось кровавое выступление мусульман, поддержавших отряд Басаева.
P.S. В центре «Э» нам подтвердили наличие списка «подучетных элементов». По словам дежурного оперуполномоченного, «составляют его на местах, затем мы отрабатываем этих лиц на предмет приверженности к нетрадиционной религии, то есть совершению таких преступлений, как разжигание национальной розни, покушение на сотрудников правоохранительных органов и диверсия». По какому принципу и кто туда попадает, нам ответить отказались.
Представитель пресс-службы МВД КЧР Фатима Карданова заявила, что Альберт Карабашев «в начале сентября в Учкекен не выезжал, он поручил провести разъяснительные беседы в районах, но сбривать бороды указаний не давал».