Общество

Россия без мусульман — уже не Россия

Фарит Фарисов — председатель Попечительского комитета Совета муфтиев России, бизнесмен. Родовые корни — из Буинского района Республики Татарстан и Учалинского района Республики Башкортостан (село Аблязово). В 1987 году окончил Казанский финансово-экономический институт, в 1994 году — юридический факультет Казанского государственного университета. С 1994 года по настоящий день — председатель Попечительского комитета ДУМЕР. В 1996 году впервые совершил хадж. В 2000–2005 гг. работал в Чеченской Республике, был советником президента Чеченской Республики Ахмада Кадырова, исполнял обязанности руководителя территориального управления Министерства имущественных отношений по Чеченской Республике. В 2007–2011 гг. — советник председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Кандидат юридических наук, мастер спорта РФ по офицерскому многоборью. Женат, воспитывает детей. Автор семи книг по истории татарского и чеченского народов.

 Фарит Фарисович, наша беседа с Вами проходит накануне Дня народного единства. Какое значение этот праздник имеет для вас?

 — Этот день у меня ассоциируется с ноябрьскими праздниками, которые отмечались в советское время. Он ассоциируется у меня с дет­ством — мы всегда ходили на демонстрации, вечером по телевизору смотрели парад военной техники, и это заряжало. Мы чувствовали свою принадлежность к чему-то большому, масштабному. Поэтому для моего поколения этот праздник так и остается ноябрьским праздником. Что касается того времени, в котором я провел дет­ство, я могу откровенно сказать, что это были другие люди, не те, что сейчас. Мы были близки, никогда не было межнациональных трений, вместе ходили на праздники. Милиция ходила без оружия, даже без дубинок, таких чудовищных преступлений, как сейчас, не было.

 — Сейчас этот праздник у многих ассоциируется с националистическими маршами...

— Государственная задача — проработать идеологию праздника и довести ее до населения. Этот день все россияне должны проводить вместе, это праздник единения. Есть такая формула — в истории были большие, богатые государства с сильной армией, но они рушились, потому что не было скелета — идеологии. Для того чтобы в большом государстве было народное единство, нужна скрепляющая идеология.

 — Вы на протяжении многих лет являетесь председателем Попечительского комитета Духовного управления мусульман Европейской части России и Совета муфтиев России, вплотную занимаетесь вопросами реконструкции Московской Соборной мечети. Чем попечительский комитет занимается в данное время?

 — 17 лет я работаю в Духовном управлении, и никогда не было порицания, это для меня — самая высокая оценка. Рассказывать о том, что было сделано, было бы некорректно. На сегодня основные задачи — реконструкция Московской Соборной мечети, подбор новых мест для строительства мечетей в Москве. Налажен контакт с комиссией Совета Федерации по межнациональным отношениям. Сейчас активно развиваем молодежное направление — занимаемся патриотическим и спортивным ее воспитанием. Мы объединяем бизнесменов по разным программам — помощи местным религиозным организациям, поддер­жки религиозных организаций в проведении тех или иных мероприятий, работе с молодежью.

 Мы специально не держим расчетный счет: средства, которые привлекаем, идут прямиком на счет муфтията. В нашем попечительском комитете порядка 30 бизнесменов, которые оказывают регулярную помощь. Но это ничтожное количество, бизнесмены-мусульмане пока не в полной мере осознают ответственности перед Всевышним и людьми.

 Попечительский комитет тесно сотрудничает с национально-культурной автономиями татар и башкир. В 1990 е мы буквально «в шапку» собирали деньги на проведение сабантуя. Собирали так 10 лет и добились того, что сабантуй стал общегородским праздником. Мы вместе со стариками-аксакалами добивались передачи Дома Асадуллаева, и добились этого. Теперь там могут собираться и татары, и башкиры.

 — Вы баллотируетесь в депутаты Госдумы от Башкортостана. В последние годы возглавляли татарстанское региональное отделение партии «Справедливая Россия», почему решили сменить регион?

 — 13 марта 2011 года прошли муниципальные выборы в Башкортостане и Кировской области. От партии «Справедливая Россия» я занимался выборами и в Башкирии, и в Малмыжском районе, и в городе Вятские Поляны Кировской области. Там мы показали очень сильный результат, в Башкирии заняли второе место после «Единой России». Когда руководство партии принимало решение по парламентским выборам в 2011 году, мне поручили курировать четыре округа. Это 3 й и 4 й округа — Уфа и Стерлитамак (Башкортостан); 13 й и 14 й округа — Казань и Набережные Челны (Татарстан). Моя прабабушка по отцовской линии — из Учалинского района Башкирии. Однажды я спросил у нее, чем татары отличаются от башкир. Она достала рубль и говорит: «Башкиры говорят „акса“, а татары — „акча“, а разницы никакой».

 В Башкирии у меня также есть очень большой проект — инвестиционная программа, которая будет предложена руководству республики. Проект предполагает резкое улучшение экологической ситуации в городах Стерлитамак и Салават.

 — Мусульманская община Башкортостана переживает не лучшие времена — от нее стремятся отколоться молодые люди жестких взглядов. Каким вам видится путь выхода из сложившейся критической ситуации?

 — То, что происходит в Башкирии, Татарстане — все это уже было озвучено мной в 2007 году на совещании в Ульяновске. У нас многие ходят на работу и занимаются религией, а этим нужно жить. Нельзя забывать, что люди, которых мы называем террористами, радикалами, салафитами, — это наши люди, граждане нашего государства. Это наша проблема, но они не наши враги, они не пришли извне. Нужно думать, что делать, чтобы такое не распространялось. Причины — в плохой социальной среде и в попытках извне раскачать ситуацию у нас.

 Мы видим, что на сегодняшний день в Русской православной церкви выстроена жесткая вертикаль, и какая бы зараза извне ни заходила, она не проходит в христианскую среду. А у нас проходит. Ты хоть милиционеров поставь, но не заставишь людей мыслить по-другому. Нужно только работать из года в год, преподавать, восстанавливать свою сильную школу. На это нужно тратить средства. Когда мы в 2000 году работали в Чечне, нам говорили — вы смертники, вы никогда не добьетесь в Чечне порядка, здесь всегда будут автоматчики, здесь 20 лет еще будет идти война. Пожалуйста, посмотрите на Чеченскую Республику сегодня — она процветает. Если человек сильно хочет, он всегда этого добивается, но нужно вникнуть в эту задачу.

 Мусульманские народы боятся ассимиляции, им нужна не ассимиляция, а интеграция в российское общество. Россия без мусульман — это уже не Россия. Нас как минимум 20 миллионов, это целая страна. Наши имамы выживают, по крупицам собирают средства, чтобы содержать мечети. Есть расхожее мнение, что имамы жируют. Нет, не жируют, нужно быть изнутри, чтобы видеть, как они копейку к копейке считают. А брать постоянно спонсорскую помощь с мусульманского Востока тоже не хочется.

 Из этого вывод — лучше вложить сегодня миллион долларов в Духовное управление, чем потом тратить 500 миллионов на танки, содержание солдат. Мы должны перевернуть машину и сделать так, чтобы наши молодые люди были нашими защитниками и опорой, а не теми, кого называют изгоями общества.

 — Вы являетесь автором нескольких книг по истории татарского народа, чеченского народа. На днях состоятся презентации второй части вашей книги «Тайны прошлого — настоящее» в Москве, Казани и Уфе. Чем вас привлекает писательство и как вы при своей загруженности находите на него время?

 — У меня в работе всегда находится одновременно по несколько книг, процесс очень увлекательный, я получаю от этого удовольствие. Есть работы, которые пишутся с соавторами.

 История моего увлечения литературой берет начало в детстве — в пятом классе на уроке истории учительница сравнила монголо-татар с фашистами. Тогда я встал и заявил, что это не правда, и вышел с урока. Больше не ходил на уроки истории, а экзамены сдавал экстерном на пятерки. Дал себе клятву: когда вырасту, обязательно напишу книгу о татарах, чтобы всем доказать, что татары — не фашисты. А детские мечты нужно исполнять во что бы то ни стало.

 

Автор: Диляра Ахметова, руководитель пресс-службы ДУМЕР
подписаться на канал
Комментарии 0