(На фото - Борис Джонсон с королем Саудовской Аравии Салманом бин Абдульазизом)
Борис Джонсон, министр иностранных дел Великобритании, после своего турне по странам Арабского залива может лишиться должности. Такое решение может быть принято главой правительства Великобритании Терезой Мэй уже в ближайшие дни.
Причина не в неуспешности Джонсона как дипломата, а в его экстравагантности. Иначе говоря, в неумении держать язык за зубами и вести себя как подобает человеку его положения на публичных мероприятиях.
Так, выступая на конференции в Риме, куда он прибыл после своего турне по странам Залива, Джонсон сказал, что Саудовская Аравия и Иран - это две страны - "кукловоды", которые используют противоречия между суннитами и шиитами и ведут прокси-войну, то есть, войну чужими руками.
Если бы это сказал глава государства, враждебного Саудовской Аравии, это было бы понятно. Но в том-то и дело, что Джонсон только что вернулся после встреч с руководством КСА самого высшего уровня, в ходе которых были достигнуты соглашения об углублении стратегического партнерства. Поэтому, такое его заявление породило очень серьезные вопросы. Они, естественно, возникли у саудовских партнеров, выразивших неудоумение такой оценкой их политики. Но они возникли и у британской оппозиции, которая теперь ставит вопрос ребром - если Саудовская Аравия провоцирует войны на религиозной основе, почему Великобритания помогает ей в этом поставками оружия и британскими военными советниками и собирается только усиливать эту помощь?
Проблема Джонсона в том, что он, по-видимому, не понимает, какие обязанности и ограничения накладывает на него его должность, и теперь имеет все шансы уже не успеть этого понять. Его высказывание об идущей между Саудовской Аравией и Ираном прокси-войне - это абсолютная банальность, которая не вызвала бы никакого интереса, скажи это комментатор в СМИ или эксперт, что и делается по много раз на дню. Однако министр иностранных дел страны, связанной формальными правилами приличия, не может одновременно договариваться о соотрудничестве с некой страной и тут же признавать, что эта страна проводит политику, не соответствующую западным представлениям (лицемерным, разумеется) о цивилизованности.
Надо напомнить, что это уже не первый скандал с участием Бориса Джонсона. Так, на его счету вульгарно-оскорбительное стихотворение, посвященное Эрдогану. Оно ему сошло с рук, более того, турки его приняли в качестве министра иностранных дел Великобритании во время его визита в Турцию, но только по одной причине - это непотребство было совершенно Джонсоном, когда он еще не был министром. Негласные правила западной политики предполагают, что в ходе предвыборной кампании или находясь в оппозиции, политик может позволить себе то, чего не вправе позволять себе официальное лицо, представляющее государство.
Но Джонсон никак не может выйти из роли эпатажной знаменитости, чем наносит существенный ущерб репутации Великобритании и ее отношениям с союзниками. Скажи это Лавров, Чуркин или Захарова, никто бы это даже не заметил, учитывая то, что российская дипломатическая школа в последние годы приобрела завершенно-гопнический вид, впрочем, как и сама российская внешняя политика. Однако Британия как страна, чтущая свои давние и строгие дипломатические традиции, такой клоунады как визитной карточки себе позволить не может. Поэтому, скорее всего, Джонсону будет предложено применять свое острословие там, где оно более уместно.