Общество

Удастся ли Трампу описать американских мусульман?

В США идет горячая дискуссия о возможных планах новоизбранного президента Дональда Трампа описать всех мусульман страны. Речь идет о специальной описи или так называемом Мусульманском регистре, в планах создания которого подозревают Трампа.

Такие подозрения возникли не на пустом месте. Когда Трампа спросили, нужны ли базы данных, позволяющие отслеживать мусульман в Америке, он уклончиво-утвердительно ответил: "У нас должно быть много систем помимо баз", добавив, что "это вопрос хорошего менеджмента".

Подозрения усилились тогда, когда стало известно, что Трамп рассматривает на одну из должностей в своей команде Криса Кобаха - создателя аналогичного списка во времена администрации Буша, который нынешнему президенту Обаме удалось отменить лишь в 2011 году.

Райнс Прибус, которого Трамп собирается назначить своим госсекретарем, заявил, что списков, составленных на основе вероисповедания, в США не будет.

И все же, какие-то новые списки команда Трампа определенно планирует вводить. Как минимум, в отношении сирийских беженцев, которых Трамп предельно ясно обещал переписать.

Еще один возможный список - иммигрантов из стран "с высокими рисками", как его назвал Прибус. Если говорить об опыте предыдущего республиканского президента Джорджа Буша, то в таком списке, введенном по инициативе Кобаха, из 25 стран все кроме Северной Кореи были мусульманскими.

Но что дали соответствующие списки США в прошлом и что они могут дать в этот раз? В соответствии с опубликованными данными, за десять лет существования в них были включены порядка 100 000 человек, но ни один из тех, кто принял участие в террористических актах на территории США или за их пределами.

То есть, в части противодействия реальному терроризму "мусульманские списки" оказались в свое время абсолютно бесполезными, а вот вся эта охота на ведьм бушевского периода многих мусульман привела к озлоблению. Наиболее известный случай - американский проповедник и исламский ученый Анвар аль-Авлаки. Еще во время атак на башни-близнецы он был убежденным противником террора, за что подвергался резким нападкам со стороны экстремистов. Однако после того, как из-за связей со своими йеменскими земляками он подвергся прессингу со стороны американских спецслужб и оказался в одной из секретных тюрем, его взгляды изменились на 180 градусов, и через несколько лет после этого он стал одним из идеологов "Аль-Кайды" (запрещена во многих странах, включая РФ), призывавших к войне против США и убеждающих американских мусульман в том, что их все равно не оставят в покое в этой стране. 

Мусульманам России эти списки хорошо известны под названием "профилактических". Правда, в отличие от Америки в России никто не вел дискуссий о целесообразности их создания - это просто сделали и все. Тысячи людей на этом основании фактически поражены в правах, при том, что юридически им предъявить нечего. Их передвижение контролируют по стране, их задерживают при выезде из нее, и часто не позволяют этого делать, "фильтруют" при въезде в нее. Людей именно из этого списка периодически похищают или убивают эскадроны смерти. При этом речь идет не об иммигрантах из каких-то там стран, а о коренных россиянах всех национальностей, русской - в одну из первых очередей.

В США, конечно, до этого вряд ли дойдет. Но именно потому, что гражданское общество весьма чутко реагирует на угрозы свободам и равноправию граждан уже на дальних подступах. Потому, что в стране так или иначе, но есть независимые суды. Есть независимые СМИ и правозащитники, которых никакой президент не рискнет убивать, закрывать, похищать, объявлять иностранными агентами и т.п. Поэтому, если даже в Америку на период президенства Трампа закроют въезд для иммигрантов из мусульманских стран и затруднят получение гражданства для уже въехавших, миллионы мусульман - американских граждан в целом ощущают себя защищенными констититуцией, судом и гражданским обществом, то есть, всем тем, чего нет в РФ.

Правда, надо помнить, что было время, когда и в России еще нельзя было представить себе того, что происходит с мусульманами сейчас. Но в отличие от американцев, которые бьют в набат и оказывают сопротивление беспределу еще на ранней стадии, мы, гражданское общество и мусульмане России, годами пассивно смотрели на то, что происходит. Мы не оказывали сопротивления тогда, когда это еще было возможно, а сейчас оправдываем свою бездеятельность уже невозможностью такого сопротивления.

Хотелось бы, чтобы мусульмане и гражданское общество США не повторили наших ошибок. 

Комментарии 0