Во Франции разгорается дискуссия о возможных источниках и принципах финансирования мечетей на территории страны. Начало ей положил премьер-министр Франции Мануэль Вальс, предложивший запретить иностранное финансирование мечетей во Франции.
Мусульмане Франции тут же заявили, что если французское государство хочет лишить их одних источников финансирования, оно должно предложить им нечто соразмерное. С этим, однако, во Франции проблемы, причем, не только у Ислама, но и у других религий, так как законы этого жестко секуляристского государства запрещают финансирование религиозных организаций из его кармана.
В связи с этим Анвар Кбибеч, глава Французского Мусульманского Совета предложил создать специальный Фонд, который будет финансироваться предприятиями халяльного сектора, и в свою очередь финансировать мечети страны. Само создание такого Фонда поддержал министр внутренних дел Франции Бернард Казанов, пожелавший, чтобы он приступил к работе уже с октября этого года. Однако источники финансирования этого фонда остаются пока предметом дискуссии, как и само предложение премьера запретить иностранное финансирование.
В этой связи надо иметь в виду, что за последние несколько месяцев МВД Франции закрыло около 20 молитвенных комнат, обвиненных в экстремизме. Уже упомянутый выше Казанов заявил по этому поводу, что во Франции не место тем, кто "не уважает принципы Республики". И по смыслу вышеуказанных предложений, они как раз призваны поддержать те силы внутри мусульманского сообщества страны, которые эти принципы уважают.
Но тут, конечно, возникают уже серьезные вопросы. Одно дело, если запреты на деятельность или финансирование касаются тех, кто подстрекает своих последователей совершать теракты на территории Франции - с необходимостью борьбы против таких деструктивных сил солидарны все основные мусульманские организации Франции. И совсем другое дело, если под уважением принципов Республики мусульманам будут навязывать систему ценностей воинствующего французского секуляризма, подразумевающую отказ от публичного ношения религиозных атрибутов, соблюдения религиозных предписаний и ограничений, толерантность к феминизму, блуду и содомии и т.п., то есть, отказ от сути Ислама как такового.
Поэтому мусульмане Франции могут оказаться между молотом - террористического вызова, ставящего под угрозу их жизни, безопасность и права в этой стране, и наковальней - государственного давления, для которого борьба с терроризмом и экстремизмом является идеальным предлогом, чтобы добиться полной ассимиляции мусульман в секуляристскую систему ценностей.