Если верить обсуждаемым в кругах ряда экспертов слухам, в формировании новой Опричнины Кремль решил не ограничиваться созданием аналога войск НКВД в виде Национальной Гвардии России. В частности, Анатолий Несмиян, известный своими связями в силовых структурах, сообщает, что в скором времени будет подписан указ президента о слиянии ФСБ со Службой внешней разведки (СВР) и Федеральной службой охраны (ФСО) в единое ведомство - Министерство государственной безопасности (МГБ).
Если эти слухи подтвердятся, фактически это будет означать, что Кремль воспроизводит предвоенную структуру силовых органов сталинского режима, когда 3 февраля 1941 года были образованы Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ), в который передавались разведка, контрразведка и охрана правительства, и НКВД, включавший в себя внутренние, конвойные, пограничные войска, части и подразделения охраны тюрем и лагерей (ГУЛАГ). Нетрудно увидеть, что в планируемой путинской системе МГБ воспроизведет НКГБ, а НГР - НКВД.
Не менее показателен и выбор названия, если в Кремле, конечно, остановятся на МГБ. Ведь ведомство с таким названием, которое пришло на смену НКГБ, существовало в позднесталинские времена, то есть, в период самой мрачной тирании Сталина и его сподручного палача, массового убийцы, насильника и сексуального извращенца Берии. В 1946 году МГБ возглавил не менее одиозный террорист Абакумов, начальник карательной структуры СМЕРШ.
Будет ли аналог СМЕРШ официально создан в путинской России, пока неизвестно - фактически эскадроны смерти в ней уже давно действуют, но неофициально, и потому поручать выполнение их функций приходится сотрудникам различных ведомств, а также привлекать к выполнению этих задач откровенных уголовников, крышуемых силовиками. Но при обозначившемся сценарии, возможно, скоро мы увидим официальный современный аналог СМЕРШ в структуре МГБ.
Что тут можно сказать? Если в Кремле воспроизводят предвоенную структуру силовых структур, наиболее логично будет предположить, что в нем готовятся к большой войне. А если нарочито скопируют название сталинско-бериевского периода, значит, рассматривают его в качестве ориентира для себя. Об этом же свидетельствуют все драконовские репрессивные законы, активно принимаемые в последние годы.
То есть, Россия возвращается не просто в советские времена, а в махровый сталинизм. И это следствие того, что после разгрома Компартии, не сопровождавшегося декоммунизацией, как было в ряде стран Восточной Европы, в итоге всю полноту власти захватили чекисты. Потому, что, начиная с Хрущева, в советские времена внутри режима все-таки действовала система сдержек и противовесов. Политические друг друга уравновешивали Партия и КГБ, причем, последний подчинялся первой как руководящему политическому органу, кроме того, существовала конкуренция между КГБ и ГРУ, а также между рядом других силовых структур.
Но все это произошло только после того, как в 1953 году партийной верхушкой были ликвидированы сперва тиран Сталин (отравлен), а потом его преемник Берия (смещен Хрущевым и Жуковым и расстрелян). В нынешней же России ситуация, как и было сказано, пока напоминает не 1953, а 1941 годы.
Впрочем, еще в апреле Дмитрий Песков в связи с созданием НГР говорил, что вопрос о реорганизации ФСБ на повестке дня пока не стоит. Тем не менее, сейчас идут активные перестановки высокопоставленных кадров в ФСБ - на днях рапорты об увольнении подали начальники управлений «П» и «Т», являющихся костяком блока экономической безопасности. Является ли это частью подготовки к реорганизации, о которой пишет Несмиян, покажет ближайшее время.