События

Беларусь дала убежище соратнице Кувватова

(На фото - убитый лидер движения "Группа 24")

 

Неожиданное для многих, но показательное решение приняло руководство Республики Беларусь. Задержанная на ее территории и находившаяся 8 месяцев в Брестском СИЗО таджикская оппозиционерка Шабнам Худойдодова была не только освобождена, но и получила политическое убежище в Беларуси

Худойдодова была соратнице убитого таджикского оппозиционера Умарали Кувватова. Год назад, еще до полного разгрома Партии Исламского Возрождения Таджикистана (ПИВТ) рахмоновский режим обрушил все свои силы именно на Кувватова и созданное им движение "Группа 24", которые планировали устроить в стране таджикский майдан. Кувватова, покинувшего Таджикистан, не раз арестовывали по запросу Душанбе, изгоняли из разных стран, пока киллеры режима не настигли его в Турции почти год назад. Тем не менее, его соратники продолжили борьбу, а режим продолжил их преследование.

Шабнам Худойдодова, проживавшая в тот момент на территории России, стала получать угрозы, свидетельствующие о том, что она находится под постоянным наблюдением таджикских спецслужб. Понятное дело, что такое невозможно без санкции их российских коллег, которые не раз позволяли или даже помогали спецслужбам среднеазиатских диктаторов похищать или убивать своих противников на территории России. Ранее в Москве сперва пережил покушение, а потом был похищен и вывезен в Таджикистан другой соратник Кувватова - Максуд Ибрагимов, кстати, гражданин России. Поэтому Худойдодова не стала рисковать и покинула Россию, не дожидаясь такой развязки.

Запрос в межгосударственный розыск настиг ее на территории Беларуси, где ее заключили в СИЗО и стали готовить к экстрадицию в Таджикистан. Чтобы избежать ее, женщина попросила в Беларуси политическое убежище. Откровенно говоря, с точки зрения межгосударственных отношений, шансы Худойдодовой получить такое убежище от Минска оценивались как минимальные. Ведь Беларусь является членом и СНГ, и ОДКБ, а Александр Лукашенко известен своими теплыми отношениями с другими авторитарными режимами, особенно постсоветскими. То есть, по всем имеющимся вводным, сторонницу таджикского майдана должны были выдать Рахмону на расправу. 

Но не выдали. Беларусь в данном случае проявила европейский подход (более европейский, чем Польша, которая ранее отказалась принимать у Худойдодовой прошение), на что, вероятно, повлияли и курс Минска на сближение с ЕС, и внимание, привлеченное к делу правозащитниками. Возможно, сыграло свою роль и аналогичное решение Молдовы по делу другого члена "Группы 24" Собира Валиева, так же арестованного по запросу Душанбе, которому в итоге дали политическое убежище. Скорее всего, в глазах Европы Минск не захотел выглядеть менее цивилизовано, чем Молдова, тем более, что на национальные интересы Беларуси таджикская оппозиция никак не покушается.

Куда хуже перспективы 5 молодых участников "Группы 24", ожидающих решения об экстрадиции в Таджикистан в России. Последняя на мнение правозащитников и ЕС уже давно не оглядывается, зато с полным основанием воспринимает себя как жандарма Средней Азии и защитника ее диктаторов от всевозможных майданов и оппозиций.

Комментарии 0