Захватив Крым в 2014 году, Кремль смоделировал ситуацию на оккупированной территории так, что две религиозные организации мусульман стремились доказать власти свою преданность. Так называемый «Таврический муфтият» был создан российскими властями из откровенных маргиналов, изначально заявивших о своем стремлении обслуживать российские интересы и контролировать верующих. Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) было создано в Украине и, по сути, содействовало той же цели – контролю государства за религиозной жизнью мусульман полуострова. Но в условиях мягкого украинского авторитаризма времен Кравчука-Кучмы. Из двух организаций должна была выжить одна.
Новосозданный Таврический муфтият, в отличие от ДУМК, не пользовался влиянием среди крымским татар. Для его «раскрутки» пришлось бы потратить не один год и значительные суммы из российского бюджета. Заполучить под контроль готовую структуру для России – вариант менее затратный и хлопотный. Духовное управление вполне соответствовало лекалам, по которым создавались все постсоветские официальные организации верующих. При этом ДУМК более 20 лет действовал синхронно с Меджлисом и был фактически его департаментом.
В Меджлисе полагали, что ислам – лишь одна из составляющих национальной идентичности, которую удалось сохранить в депортации и предстояло сохранить и развивать на исторической родине. Ведь в Крыму крупнейший коренной народ полуострова ждало равнодушие украинской власти и враждебная атмосфера совково-гэбэшного заповедника, где плотность реликтов коммунистической системы на квадратный километр зашкаливала даже в сравнении с Москвой.
Фатальной ошибкой крымскотатарских лидеров было решение передать ДУМКу монополию на управление религиозной жизнью крымских мусульман. Это стало очевидным накануне Всемирного конгресса крымских татар в Анкаре, в июле-августе 2015 года. Тогда обнаружилось, что муфтий Эмирали-хаджи Аблаев пустился в самостоятельное плавание и перестал координировать свои действия с Меджлисом. Россия не смогла взять под контроль самую влиятельную организацию крымских татар и была вынуждена ограничиться ее «религиозным департаментом».
Меджлис получил тяжелый удар – у него не осталось людей с религиозным образованием, имеющих влияние среди верующих. Когда Мустафа Джемилев заявил о необходимости создать муфтият на «материке», возник вопрос о том, кто будет воплощать в жизнь эту идею. И тут возникла неловкая пауза.
ДУМК для крымских татар, в отличие от всяких движений типа «Къырым» и «Къырым бирлиги», организация легитимная, ведь Аблаев был избран Курултаем мусульман. При этом он не является религиозным авторитетом по уровню своих знаний ислама. В России, куда пытается интегрировать Крым режим Путина, есть значительно более образованные в исламе муфтии. А заместители и помощники главы ДУМК, имеющие достаточно глубокие знания религии, пока слишком молоды и малозаметны, чтобы стать духовными лидерами. Это ситуация, идеальная для оккупантов: они взяли под контроль организацию, которая авторитетна не в силу своего потенциала, а в силу статуса, который легко поддается корректировке.
Среди крымских татар популярна мысль о том, что коллаборация ДУМК – не самый плохой вариант для народа. Мол, было бы значительно хуже, если бы Россия сделала ставку на «Таврический муфтият». Но созданный на скорую руку из случайных людей «муфтият» вызывал бы чувство гадливости у большинства мусульман Крыма, усиливая негативное отношение к его хозяевам. А вот когда рядом с раздобревшим на российской службе Аксеновым появляется благообразный Эмирали-хаджи – тут многие горячие головы задумаются: «А может, не все так плохо? А если и не хорошо, то чего рыпаться? Если уж муфтий принял оккупацию, то куда уж нам?» Именно в этот момент в Кремле могут считать, что Аблаев, наконец, дал нужный результат.
Сегодня в интересах Меджлиса и всех участников крымскотатарского сопротивления – скорейшая делегитимизация Аблаева и его команды. Общественная блокада Крыма смогла сделать аннексию весьма затратной для России. Сделать проект «Крымнаш» еще более затратным может развал нынешней системы контроля за мусульманами в виде ДУМК.
И тогда на слежку за многочисленными самостоятельными общинами средств уйдет намного больше, чем на содержание Духовного управления. Но с этой задачей может справиться только сам ДУМК. И он делает это!
Каждый случай похищения мусульманина или мусульманки и молчание Эмирали-хаджи в ответ работает на это, и приближает момент, когда для всех станет очевидным – ДУМК, переименованный оккупантами в ДУМКиС (Духовное управление мусульман Крыма и Севастополя), это просто сборище марионеток.
Могут помочь в этом деле и новые «хозяева» Крыма. Для этого им надо от имени Аблаева делать то, что очевидно противоречит сути ислама. Как, например, очевидное вранье на конференции 16 января в Симферополе. Тогда доброхоты из окружения Эмирали-хаджи заявили, что участники блокады Крыма хотят его убить, а лидеры Меджлиса призывают крымскотатарскую молодежь уезжать на материковую Украину.
В Москве активно превращают Аблаева в символ стабильности, а точнее – покорности насилию. Тут самое время главе ДУМК вспомнить о судьбе тех религиозных лидеров, которые согласились на эту роль. Для того, чтобы российско-чеченскую войну превратить во внутричеченский конфликт, Кремль сделал ставку на духовного лидера местных мусульман Ахмата Кадырова. Правда, вскоре тот погиб в результате покушения, а его убийство не было объективно расследовано. До Кадырова в Дагестане был убит местный «символ» борьбы с «экстремизмом» муфтий Сайид-Мухаммад Абубакаров – и тоже преступление не раскрыто. Марионеточный муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев был убит в 2010 году. Преступление повесили на боевика, погибшего в перестрелке с ФСБ, а обстоятельства не расследовали…