(На фото - министра иностранных дел КСА Адель аль-Джубейр и премьер-министр Пакистана Наваз Шариф)
Похоже, что создание т.н. "Суннитской коалиции", с одной стороны, и разрыв отношений между рядом суннитских стран и Ираном, с другой стороны, ознаменовали собой переход Исламского мира в движение, результаты которого пока сложно предугадать.
Однако перспективы Исламского мира невозможно обсуждать всерьез, оставляя за скобками Пакистан - одно из крупнейших мусульманских государств, кроме того, единственного, обладающего ядерным оружием. Как известно, после того, как представители Саудовской Аравии (далее КСА) заявили о формировании международного исламского военно-политического альянса, формально для борьбы с терроризмом, объявив о вхождении в него и Пакистана, официальные лица последнего заявили, что с ними это никто не обсуждал.
Такое отмежевание крупнейшего мусульманского государства от данной коалиции ставило под сомнение не только ее перспективы (по крайней мере, сужало их исключительно до регионального ближневосточного союза), но и серьезность ее организаторов, заявляющих о присоединении к коалиции стран без согласования этого с ними.
Теперь этот прокол, похоже, исправлен. Вчера в Пакистан состоялся официальный визит министра иностранных дел КСА Аделя аль-Джубейра, который встретился с премьер-министром Пакистана Навазом Шарифом. По итогам этой встречи Шариф заявил, что Пакистан поддерживает идею создания "Суннитской коалиции" (так ее неформально называют из-за отсутствия в ней Ирана, а также шиитских режимов Багдада и Дамаска) и готов обсуждать свое участие в ней. Видимо, для этого состоялась уже следующая встреча - Джубейра с главнокомандующим армией Пакистана Рахилем Шарифом.
Отдельно надо отметить заявление Наваза Шарифа о поддержке не только "Суннитской коалиции", но и территориальной целостности КСА, угрожает которой исключительно шиитский сепаратизм, один из лидеров которого Нимр аль-Нимр был недавно казнен. И здесь надо вспомнить, кто такой Наваз Шариф и какую роль он играет в политике Пакистана. На протяжении многих лет он находился в противоборстве не только с диктатором-секуляристом Первезом Мушаррафом, который сверг его с должности премьер-министра и изгнал из страны в 1999 году, но и с политическим кланом Бхуто, представляющим мощное шиитское лобби в стране. В этом контексте поддержка Шарифом "Суннитской коалиции" представляется вполне логичной.
Однако помимо этого шага на этой неделе Наваз Шариф совершил еще ряд важный действий, имеющих геополитическое измерение.
Во-первых, он объявил о том, что Пакистан официально закрепит статус региона Балтистан как своей части, на который претендует Индия. В предверии объявленного визита в Пакистан премьер-министра Индии Нарендры Моди этот шаг представляется явно недружественным и вполне может привести к срыву данного визита, особенно учитывая великоиндийские взгляды Моди
Но, похоже, что есть кое что более важное для Пакистана, чем сомнительное примирение с Индией, и это что-то - стратегические отношения с Китаем, в частности, реализация многомиллиардного китайского инвестиционного проекта в данном регионе. Китайцы заявили, что не приступят к его реализации из-за неясного статуса данного региона, на что Исламабад ответил тем, что в принципе не собирается обсуждать его статус с Индией.
Во-вторых, Пакистан внезапно заявил о высылке из страны высокопоставленного бангладешского дипломата Мушимы Рахман, обвиненной им в деятельности против его интересов без каких-либо пояснений. Причины такого недружественного к Бангладешу шага не вполне ясны, но, судя по всему, он неслучайно последовал за очередным смертным приговором в Бангладеше в отношении одного из лидеров местных исламских сил, что важно, по обвинению за участие в гражданской войне 1971 года на стороне Пакистана.
Бангладеш - это детище Индии в рамках ее программы по дальнейшему расчленению исламского пространства Большого Индостана, так что, это также можно считать недружественным шагом (впрочем, ответным) в отношении Дели.
Таким образом, налицо процессы создания альянсов союзников и противников, частью которых становится и эта важнейшая мусульманская страна.