(На фото - Камиль Самигуллин и Талгат Таджуддин)
Глава ЦДУМ Талгат Таджуддин выступил с достаточно неожиданным, на первый взгляд, заявлением - о предстоящей передаче своей должности верховного муфтия ЦДУМ главе ДУМ Татарстана Камилю Самигуллину.
Вчера все поняли это достаточно превратно, а именно как то, что Таджуддин хочет сделать Самигуллина своим преемником, то есть, передать ему ЦДУМ. Но уже к вечеру Таджуддин пояснил, что речь идет о назначении Самигуллина только муфтием этой организации. При этом ее председателем останется сын Таджуддина Мухаммад, а он сам останется "шейх аль-исламом".
Называя вещи своими именами, Таджуддин предлагает Самигуллину стать своим подчиненным по ЦДУМ, то есть, своим научным и богословским авторитетом - а у Самигуллина среди официальных муфтиев в РФ он один из наивысших - придать веса его организации.
Нужно ли это Самигуллину, который никому из муфтиев РФ не подчиняется, а возглавляет ДУМ крупнейшей мусульманской республики страны? Его публичная реакция особого энтузиазма с его стороны не демонстрирует:
"Пока что это одностороннее предложение Талгата хазрата, которое нуждается в обсуждении. Я могу сказать, что на сегодняшний день я являюсь муфтием Республики Татарстан. И, не согласовав с руководством своей республики, со своими мухтасибами, мне трудно что-то ответить. Документально это нигде не подтверждено, Талгат хазрат — очень уважаемый человек, это его предложение, поэтому оно открыто для обсуждения. Должен быть какой-то съезд Центрального духовного управления, центр которого находится в Уфе. Если они примут такое решение, это одно, но пока ничего не было".
В своем скептицизме Самигуллин абсолютно прав.
Во-первых, всем хорошо известна склонность Таджуддина к эксцентричным поступкам, если не сказать больше. Поэтому до официального подтверждения такого предложения, всерьез такое предложение можно вообще не воспринимать.
Во-вторых, при сохранении Таджуддином и его семьей контроля за ЦДУМ назначение на должность его верховного муфтия не дает Самигуллину ничего кроме роли свадебного генерала.
В-третьих, сейчас в конфликте между ЦДУМ и СМР Самигуллин является равноудаленной фигурой, причем, в условиях, когда в общероссийском масштабе роль российских ДУМов уменьшается, позиции Ислама в Татарстане, сохраняющем большую (с ударением на первом слоге) автономность от Кремля, наоборот усиливаются.
На этом фоне принять предложение Таджуддина и перейти в одно из конфликтующих общероссийских ДУМов на подчиненных ролях - это игра не на повышение, а на понижение. Об ином можно было бы говорить в том случае, если бы Самигуллина предложили сделать либо полноценным главой ЦДУМ, передав ему реальный контроль над этой организацией, либо верховным муфтием, которого признают основные общероссийские ДУМы, включая СМР.
Представляется, что ни того, ни другого не произойдет. Хотя возможен другой вариант- когда в качестве "верховного муфтия" Самигуллина помимо ЦДУМ признают бердиевский Координационный Совет Мусульман Северного Кавказа, ДУМ Дагестана и ДУМ Чеченской Республики, в результате чего он станет муфтием ДУМов, призванных окончательно вытеснить СМР. Это будет делаться, в том числе, опираясь на его авторитет, но при этом сам он будет ничего не решающей и не контролирующей фигурой, тем более, что под предлогом такого "повышения" его могут освободить с позиций главы ДУМ Татарстана.
В общем, пока инициатива Таджуддина выглядит как то, что Самигуллина хотят выманить с позиции муфтия крупнейшей мусульманской республики, заманив его в общероссийские игры, в которых он рискует сгинуть.
Встреча премьер-министра РФ Владимира Путина с представителями религиозных и общественных организаций России
© РИА Новости. Яна Лапикова | Купить иллюстрацию
МОСКВА, 24 дек – РИА Новости. Ведущие мусульманские организации России – Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ), Совет муфтиев России (СМР) и независимый муфтият Татарстана, объединяются в единую централизованную мусульманскую организацию, у которой будет пять руководителей, сообщил в четверг РИА Новости лидер ЦДУМ Талгат Таджуддин.
В России до настоящего времени действовали три ведущие централизованные исламские организации — Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) с центром в Уфе, Совет муфтиев России (СМР), основу которого составляет Духовное управление мусульман (ДУМ РФ) с центром в Москве, и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). По количеству зарегистрированных общин и влиянию на умму одно из первых мест в России также занимало независимое Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана.
"Мы договорились принципиально с Равиль-хазрат Гайнутдином (глава СМР – ред.) о том, что духовные управления, объединяемые ЦДУМ, все входят в состав Совета муфтиев России. А Совет муфтиев России – те (духовные управления), которые там сейчас есть, входят в состав ЦДУМ. Таким образом, Совет муфтиев России становится совещательным органом мусульман России, а Равиль Гайнутдин его председателем, … туда будут входить все главы духовных управлений мусульман России", — сказал он.
Собеседник агентства уточнил, что он и Равиль Гайнутдин "договорились об этом во время послания президента РФ" Владимира Путина Федеральному собранию РФ 3 декабря. В создаваемую структуру войдет также духовное управление мусульман Татарстана.
По словам Таджуддина, название у новой организации будет "такое же, — ЦДУМ, — как и было 225 лет". "У нас больше всех общин — больше 2 тысяч. У СМР – 180. У Татарстана – 1400. А вы же знаете, что кадры решают все", — добавил собеседник агентства.
РИА Новости http://ria.ru/religion/20151224/1348117825.html#ixzz3vEl737sO