(На фото - Мисбах Сахабутдинов)
Третий день подряд не спадает внимание общественности Татарстана, да и России, к чрезвычайному происшествию, произошедшему 11 декабря в Набережных Челнах. Резонанс дела вызван не только тем, что на пороге городской клиники был убит ее врач Андрей Железнов, но и тем, кто это сделал.
А сделал это 85 летний Мисбах Сахабутдинов, народный мулла из села Новый Мусабай. Он сам соорудил самострел, из которого выстрелил в 52-летнего Железнова, причем, как оказалось, это была уже вторая попытка убийства - первая имела место год назад, но тогда изготовленное Мисбахом-абы устройство не сработало.
После совершения убийства Мисбах-абы не пытался скрыться, дождался прибытия полиции, во всем признался, дал подробные показания и признал их на суде, который принял решение арестовать его до 11 февраля 2016 года в качестве меры пресечения.
Что же толкнуло человека в столь преклонном возрасте на такой экстраординарный шаг? Это вдвойне интересно понять, потому что речь идет не о каком-то преступнике или молодом радикале, а об убеленном сединами муже, которого все его соседи характеризуют исключительно как богобоязненного, миролюбивого, совестливого и отзывчивого. Мисбах-абый был именно народным муллой, к которому люди активно обращались за никахами (шариатское бракосочетание) и акыками (имянаречение), потому что в отличие от официального "духовенства" он не брал деньги за совершение этих обрядов. Активно принимал участие в строительстве местной мечети, в делах ее джамаата.
Пресса, особенно российская, попыталась выставить конфликт как бытовой. Мол, Железнов когда-то недолечил Мисбаху-абы палец, и тот затаил на него обиду. Да, вот только обиду он на него затаил аж на 5 лет, по истечении которых и произошел этот инцидент. А это, пожалуй, многовато, для простой личной обиды, тем более, когда речь идет не о каком-то рецидивисте, а прожившем жизнь аксакале.
При этом из вида упускается один принципиальный момент. Железнов не просто недолечил Сахабутдинову палец - он отказался его лечить, потому что Мисбах-абый отказался выполнить его требование снять традиционный татарско-мусульманский головной убор на приеме в его кабинете.
Здесь надо понять, что дело происходило даже не в Казани, а в Набережным Челнах - оплоте татарского национального духа в республике. И сам Мисбах-абый родом из татарской деревни, то есть, человек с ощущением того, что он живет на своей земле, земле своих предков. Как для соблюдающего мусульманина для него традиционный головной убор это не дресс-код или мода, а часть его религии, сунна. И вот, на его земле какой-то явно приезжий заставляет его поступиться своей религией без всякой на то необходимости (он ведь ему лечил палец, а не голову) и в ответ на отказ это сделать, выставляет его за дверь.
Мы совершенно не поддерживаем терроризм, убийства, нарушения закона и вообще, мы за все хорошее и против всего плохого. Но этот случай, когда к таким мерам прибегают не молодые горячие головы, а глубокие старцы, это уже явный сигнал того, что терпению мусульман есть предел. Очень жаль, что погиб человек - чей-то отец, муж, друг коллега. Тем более, что о Железнове говорят как о действительно профессиональном враче, которых в республике и так не хватает. Но вина за произошедшее явно ложится в том числе на государственную политику пропаганды и возрождения великодержавного шовинизма, в результате чего у таких как Железнов появляется соблазн "дрессировать туземцев".
"Дрессировка" на этот раз закончилась весьма печально. И это, на наш взгляд, хороший повод, чтобы сделать выводы на будущее всем заинтересованным лицам.
Эта информация не соответствует действительности, Мисбах Сахабутдинов не имеет отношения к официальному духовенству, никогда не работал имамом, хазратом, свидетельства на выполнение религиозных обрядов не получал, был лишь прихожанином мечети.