В дни, когда Израиль под пристальным вниманием журналистов всех стран освобождал в обмен на сотни террористов своего военнослужащего Гилада Шалита, находившегося в палестинском плену 1940 дней, российский гражданин отметил девять лет своего плена в американской тюрьме.
43-летний Равиль Мингазов, заключенный N702, продолжает содержаться в плену на американской базе Гуантанамо на Кубе, несмотря на то, что в мае этого года американский федеральный суд постановил, что администрация Барака Обамы должна выпустить пленника на свободу.
Как напоминает The New York Times, 16 октября Мингазов "отметил" очередную годовщину - 9 лет заключения. (По другим данным из открытых источников, Мингазов был доставлен на базу Гуантанамо не 16, а 28 октября - прим. ред NEWSru.com)
Напомним, в апреле 2011 года сайт утечек WikiLeaks обнародовал секретные данные о том, что в этой тюрьме содержались около 150 невинных - это крестьяне, племенные вожди и водители, которых американские войска захватили или купили у тех, кто их захватил в Афганистане и Пакистане.
Этнический татарин Мингазов был также захвачен в Пакистане еще в 2001 году, в доме для беженцев, и утверждал и продолжает утверждать, что не знает никого из экстремистов, в связях с которыми его обвинили. А спецслужбы США настаивают, что он проходил обучение в террористическом лагере и взяли его на конспиративной квартире экстремистов.
Американские же правозащитники уверены, что Равиль Мингазов попал на Гуантанамо по ошибке. Еще в июне 2008 года они подали в окружной суд округа Колумбия в Вашингтоне петицию, в которой говорилось, что "Мингазов никогда не совершал боевых действий и не поддерживал врагов США или их союзников. Он никогда не состоял в "Аль-Каиде" или "Талибане" и не поддерживал их. Мингазов был задержан не на поле боя. Он никогда не участвовал в военном конфликте против США. Он был арестован в доме для беженцев в Пакистане - вдали от вооруженного конфликта. Никаких обвинений против Мингазова выдвинуто не было. Он не представляет угрозы США".
Выпускник училища искусств, танцор балета Равиль Мингазов в армии служил в военном ансамбле в Читинской области, затем работал в Министерстве культуры Республики Тыва. Вернувшись в Челны, он устроился на работу в отряд МЧС в поселке Новый, где заведовал продовольственным складом. Вскоре он поступил в медресе, где познакомился с будущей женой Дилярой.
В декабре 1999 года он вместе с женой и сыном Юсуфом уехал в "настоящую исламскую страну" - Таджикистан. В 2001 году, взяв новое имя Якуб, Мингазов отправился в Афганистан. Затем он перешел афганскую границу и перебрался в Пакистан. Там его и арестовала полиция. Мингазова продержали в афганском Баграме полгода, а в октябре 2002 года переправили в Гуантанамо.
Сам Равиль заявляет, что не стремится возвращаться в Россию, поскольку не хочет преследовании со стороны правоохранительных органов. В ФСБ РФ уверены, что он участвовал в незаконных вооруженных формированиях, и если он окажется на территории РФ, то ему предъявят обвинения. Если же он не вернется в Россию, то будет объявлен в международный розыск.
Международные правозащитные организации настаивают на том, чтобы Мингазова не передавали российской стороне, как это произошло с семью другими российскими пленными Гуантанамо. Они утверждают, что бывшие узники подвергаются в России пыткам и преследованиям. Поэтому правозащитники настаивают на выборе некой третьей страны, куда бы Мингазов мог выехать после освобождения. Но судя по тому, что последний российский узник все еще содержится на американской базе, ни одна страна пока не изъявила желания принять его.
Представители Генпрокуратуры РФ еще в начале 2002 года подтвердили гражданство Мингазова и направили американским властям запрос о его выдаче. Предпринимают ли сейчас что-то российские власти для его возвращения на Родину, неизвестно.
На базе в Гуантанамо по-прежнему содержится 181 иностранец. Президент США Барак Обама распорядился о закрытии тюрьмы 22 января 2009 года, через два дня после вступления в должность, но она продолжает действовать.
Что стало с другими российскими узниками Гуантанамо
Судьба семерых переданных России экс-гуантанамовцев сложилась по-разному.
Руслан Одижев был убит в Нальчике в июне 2007 года, по официальной версии - при оказании вооруженного сопротивления; по версии правозащитников - ликвидирован эскадронами смерти.
Равиль Гумаров был арестован в Москве в 2006 году по подозрению в организации взрыва газовой трубы в Бугульме и осужден к 13 годам лишения свободы.
Житель Бугульмы Тимур Ишмуратов был арестован в январе 2006 года при попытке пересечения границы РФ с Украиной в районе Брянской и Сумской областей. Приговорен к 11 годам заключения, сообщает "Голос Америки".
Балкарец Расул Кудаев в октябре 2005 года был арестован сразу после атаки на федеральные структуры в Нальчике. Кудаеву предъявили обвинение в организации и участии в нападении во главе одной из групп боевиков. Он находится в СИЗО Нальчика, ему грозит до 25 лет заключения.
Айрат Вахитов и Рустам Ахмеров были задержаны в августе 2005 года в Москве в квартире председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля. Их подозревали в причастности к серии терактов на территории РФ. В сентябре 2005 года они были освобождены из следственного изолятора, силовые структуры принесли им свои официальные извинения. В данный момент Айрат Вахитов и Рустам Ахмеров предпочитают жить подальше от России - в странах Ближнего Востока. В публичных заявлениях они говорят о постоянном преследовании и давлении со стороны российских спецслужб как основной причине выезда из страны.
Шамиль Хаджиев был задержан в декабре 2004 по подозрению в причастности к деятельности запрещенной в России экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир". Был отпущен за неимением доказательств. В данный момент Хаджиев, по информации "Голоса Америки", проживает в одной из стран Европы.