Среда обитания

Турция: так ли всё неспокойно, как кому-то хотелось бы?

Заголовки многих российских газет и сетевых публикаций пестрят алармистскими настроениями в части будущего российско-турецких отношений. Одни издания упиваются изложением очередных «ответных действий» руководства России в отношении турецких бизнесменов, общественных и культурных фондов, студенчества.

И мы безостановочно наблюдаем это сумасбродство. И то, как предпринимателей-турок депортируют из страны. И то, как в открытых турками медресе происходят рейды полиции. И то, как взвинченные толпы посягают на турецкие посольства, сжигают красные флаги с полумесяцем. По радио мы слушаем нечто несусветное для нашего поколения, которое привыкло к близкой и доступной Турции: о готовности Госдумы приостановить безвизовый режим для наших турецких друзей, которые вроде бы уже и не друзья вовсе, о запретах Ростуризма на продажу турпутёвок на берег турецкий и т.д. и т.п.

Со страниц других масс-медиа, с наших голубых экранов льётся поток ещё более пугающих угроз: «Бомбить ядерным оружием Стамбул!», «Начать войну!», «Порвать все связи». Не самого высокого пошиба, но достаточно ушлые аналитики, почуяли, куда дует ветер, и тоже упражняются в надувании щёк. Так, мы узнаём, что скоро, совсем скоро, практически вот-вот в неотвратимых конвульсиях забьётся турецкая экономика, лишённая российских рынков сбыта и туристов.

Не удивительно, что российский обыватель, находящийся в не самых благоприятных условиях доступа к независимой прессе, озадачен и обеспокоен. Альтернативное мнение практически недоступно ему через федеральные СМИ. Но это не значит, что такого мнения в природе не существует.

В настоящей заметке мы предложим взгляд на проблему глазами тех, кто живёт, и преспокойно работает в Турции.

Пункт первый. Недвижимость в Турции: инвестиционный тупик или инвестиционный прорыв?

Начнём с того, что действительно затрагивает интересы уже сложившейся прослойки русских рантье и приобретателей недвижимости в Турции: как быть с квартирами, дачами, участками, если наши страны теперь не дружат? Прослойка эта не так, чтобы велика, но она имеет место. По данным компании Finchley Over Place на текущий момент в собственности россиян находится около 6 000 объектов недвижимости Турции. Другие оценки указывают на десятки тысяч.

Да, некоторый сегмент таких владельцев взял выжидательную паузу. И если верить «РБК-Недвижимость», порядка 70% клиентов-россиян пока предпочли осмотреться по ситуации, иные из них заморозили или отменили приобретение недвижимости в Турции. Каждый из вариантов реакции имеет свои резоны, но, несомненно, самый убыточный – впопыхах что-то продавать.

Однако часть людей предпочитает отчуждение турецкой недвижимости, но не ввиду предощущения грядущей якобы войны, а скорее из соображений лояльности стране происхождения. Сохраняя гражданство России, они не исключают ненужного к себе внимания на родине. Дескать: «Что это ты, Иван Иванович, в Турцию, которую нынче модно так и сяк поругать, катаешься и там живёшь, а не Крым наш деньгами поднимаешь?» Но, справедливости ради, пока такие вопросы никто не задаёт.

Как часто бывает, подобные страхи преувеличены, на холодную же голову действуют железные рыночные законы. Сбрасываемая россиянами в спешке, а потому за сущий бесценок недвижимость только подстёгивает турецкий рынок к переформатированию, растёт предложение подешевевшего жилья. Это значит, что ожидается резкая просадка цен именно на те объекты, которые предпочитают наши земляки: апартаменты на побережье Средиземного моря (города Анталия, Бодрум, Алания и проч.).

В данном отношении поспешный отказ от уже существующей недвижимости является нецелесообразным, поскольку турецкие риэлторы осознают щекотливость положения россиян и сознательно занижают ценник на продажу. Простые, проходящие перед нашими глазами примеры, говорят, что, например, двухкомнатная квартира в 200 метрах от моря, рыночная стоимость которой не ниже €60 000, отдаётся россиянином уже за €20 000. Убыль троекратная! Риэлтор смотрит на гражданскую принадлежность продавца, видит перед собой «нашего» и понимает, что можно выставлять предельно низкие цены. Ведь если человек всё равно торопится избавиться от квартиры, у риэлтора нет ни возможности, ни желания для манёвров и долгих операций. А отсутствие возможности ждать прямо пропорционально выставленной продажной планке.

Но поскольку законы рынка не носят избирательный характер, Турция ожидает общего падения цен на дома и квартиры (в меньшей степени – на гостиницы и объекты промышленного назначения). На место встревоженных россиян приходят арабы и иранцы (которых в Турции много, которые на международной арене дружат с Москвой, а не с Анкарой, но почему-то, в отличие от наших сограждан, не боятся активно скупать недвижимость в конфликтующей с ними по поводу Сирии стране).

Почему? – Потому что качественное жильё в курортной зоне, продаваемое чуть ли не задарма – о более удачном варианте ни для риэлтора, ни для прицелившегося на дальнейшие спекуляции с недвижимостью покупателя и помыслить нельзя. Ведь то, что ты продаёшь по бросовой цене, кто-нибудь обязательно купит и перепродаст втридорога. И там, где одни бегут от призрака крупного межгосударственного конфликта, другие умудряются делать быстрые деньги.

Более того, на фоне похолодания в российско-турецких отношениях, Европейский Союз заявил о предполагаемой отмене шенгенских виз для турок в октябре 2016 года. Это серьёзный пролог к сближению ЕС и Турции, в том числе к взаимной либерализации визового режима для самих европейцев. Очевидно, Турцию ожидает увеличение потока туристов из Европы, которые оставляют здесь большие, нежели россияне, суммы. Уже сейчас прогнозируется, что и без того популярные у европейских приобретателей направления (прежде всего, Измир, но к нему подтягивается и традиционно «русская» Анталия) будут ещё больше востребованы для частных и семейных инвестиций в недвижимость. Европейцы готовы заменить русских.

Ну а если прибавить к этому ноябрьские обещания главы Министерства экономики Турции Нихата Зейбекчи выдавать гражданство иностранным приобретателям турецкой недвижимости, то не трудно догадаться, как хлынут в сектор недвижимости охочие арабы и уставшие от холодов северной Европы скандинавы.

Так что, ответ на вопрос, загнётся ли турецкий real estate без россиян, кажется, дан.

Пункт второй. Турецкая экономика после и без России.

Российские масс-медиа, видимо, больше сверяясь с задачами телепропаганды, нежели объективного информирования населения, не перестают утверждать, что Российская Федерация – ключевой, не сказать, самый-самый внешнеторговый партнёр Турецкой Республики. Мол, без нас турки быстро выдохнутся и хвалёное «турецкое экономическое чудо» лопнет по швам.

Тут следует заметить, что Россия – важный, но не жизненно необходимый Турции партнёр. Удельный объём торгового оборота двух стран ещё недавно колебался вокруг отметки в $2,26 млрд. (на 12,3% меньше показателей 2014 года). Хотя даже первичные подсчёты убытков, которые понесёт Турция в результате санкций Москвы, демонстрируют скромную для турецкой экономики цифру – всего-то 0,5% ВВП. При этом согласно калькуляции экономистов-аналитиков британской Capital Economics, главный «удар» наносится туристической отрасли. Но и тут Турецкая Республика теряет лишь 0,4% от общего объёма ВВП.

Тут отметим, что турецкая туриндустрия сама по себе адаптируется к планомерному снижению доли россиян по сравнению с более состоятельными арабами и европейцами (преимущественно немцами). Это видно хотя бы по тому, что, как указывает Министерство туризма Турецкой Республики, к сентябрю 2015-го (то есть почти под завязку года) страну посетило только 3,3 млн. россиян, что на целых 20% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014.

Все цифры, как видим, меньше процента. Это на самом деле не так много, чтобы разводить панику. Поэтому, как бы не хотелось российским ура-патриотам выставить турецкую туриндустрию тотально зависящей от нашего брата, экономическая статистика разбивает подобные чаяния в прах.

Напротив, гораздо больший урон Россия наносит сама себе. Торгово-промышленная палата РФ присвоила Турции 6-е место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 5-е по экспорту. Очень сильно пошатнутся интересы «Газпрома» – одного из кормителей российского бюджета – ведь турки только в прошлом году закупили 27,4 млрд. куб. м. газа, что сделало их вторым по величине рынком газпромовского сбыта после Германии.

Останавливая турецкие фуры на границе, Москва, видимо, преследует какие-то свои демонстрационные цели. Но аналитики оперируют сухими цифрами и утверждают, что тем самым Россия сама себя лишает 25% всего объёма сельскохозяйственного импорта. Ставшие нежелательными на прилавках наших рынков и ритейлеров помидоры это не просто помидоры. Это четверть того, что мы вообще видим на своих столах из даров земли! В то время как продуктовый экспорт Турции в Россию составил в текущем году какие-то микроскопические 0,15% от ВВП Республики. И антитурецкое продуктовое эмбарго на фрукты-овощи, равно как запрет на приглашение рабочих-турок в Россию лишает Турции только 0,1% ВВП страны. Цифры опять же стремящиеся к ничтожным минимумам.

Да, Турция закупает у России зерновые. И ограничения на экспорт семян и проростков со стороны России могли бы задеть потребности Турецкой Республики, если бы не… Украина. Главная житница СНГ устами своего министра аграрной политики и продовольствия Алексея Павленко своевременно анонсировала готовность заменить Россию в поставках растительного масла, кукурузы, бобовых, пшеницы и ячменя, гарантировав продовольственную безопасность Турции. К концу октября 2015 года Украина уже экспортировала в Турцию агропродукции на сумму почти $566 млн., и это отчётливый курс на экспортозамещение российских зерновых.

Ответ на вопрос о том, как запретительные меры Кремля «ужасно» уничтожат турецкую экономику под корень, пожалуй, тоже получен.

Пункт третий. Одиноко ли придётся Турции?

Российский истеблишмент привык руководствоваться мыслью о том, что в Турции экономические задачи и приоритеты стоят выше политических и геополитических. Меж тем, это убеждение начинает стремительно устаревать. Турция всё более чётко и твёрдо заявляет свои интересы в регионе, что невозможно делать, не чувствуя себя самостоятельным игроком. Турки вряд ли бы допустили осложнения в экономических сношениях с северным соседом, не имей они полной и достойной ему замены.

Являясь южными воротами коллективной безопасности Европы, узловым элементом урегулирования сирийской беженской проблемы и островком стабильности в океане ближневосточных кризисов, Турция – незаменимый игрок, как для НАТО, так и для Евросоюза, о чём дала понять канцлер Германии Ангела Меркель на недавнем саммите «Турция – ЕС». В последнее время появляется много заинтересованных сил в Европе и на самом Востоке, желающих укрепить эту страну и не позволить негативным процессам в экономике её ослабить. Интересы и интриги великих держав интересами и интригами, а турки вновь доказали свою необходимость в региональных расстановках. Лишнее подтверждение чему – возобновление буксовавшего доселе процесса вступления Турции в ЕС, в пользу чего недвусмысленно 29 ноября сего года высказался глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

Поэтому отовсюду Анкаре щедро сыплются гарантии поддержки и замещения тех позиций, которые, уходя, оставляет Россия в её экспортной и импортной политике. Поддержку в размере €3 млрд. в год (сопоставимо со всем оборотом России и Турции) Анкаре уже выписывает Евросоюз. Формальное основание: адаптация сирийских беженцев. Но что значит адаптация? – Строительный бум, улучшения в социальной сфере, благоприятные условия для иностранных граждан, поощрение культурного разнообразия, новые рабочие места и рост ВВП. В конечном итоге всё работает на имидж и привлекательность Турции в глазах не только сирийцев, но и иностранцев вообще.

За пробуждением Турции и появлением «открытых окон» в её геоэкономике (после ухода России) внимательно следит и могущественный недремлющий тигр Азии – Китай. Так, 28 мая 2015 года в Стамбуле при самом активном участии корпорации Mishgeng Logistics из Поднебесной было достигнуто соглашение о прокладывании транспортного коридора Китай Турция Европа, который пройдет по Каспийской акватории, но теперь, увы, в обход России. Этот амбициозный маршрут, о котором СМИ пишут с восторгом, как он «новом Шёлковом пути», будут курировать главные транспортные сухопутные и морские операторы Евразии: «Казахстанские железные дороги»,  «Азербайджанское Каспийское морское пароходство», «Грузинские железные дороги» и др. Тысячи грузовых контейнеров, которые пойдут в 2016-м из Китая через Казахстан, Грузию, Азербайджан в Турцию и далее – в Европу, не только превращают Турецкую Республику в мощный хаб. Они делают её экономическое влияние в Закавказье и Средней Азии всё более ощутимым.

Но как быть с газом, в котором так нуждается Турция? Ведь ссора с Россией грозит обернуться сворачиванием «Турецкого потока»; о попадании проекта в перечень инвестиционных проектов, которые могут подвергнуться заморозке в рамках введения Россией ограничительных мер против Турции обмолвился глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. И хотя пока не ясно, отважится ли российская сторона на такой шаг, сразу после публикации этой новости акции «Газпрома» дали резкую просадку. Корпорация теряет миллиарды, забрасывая всё, что уже было вложена в проект. Вместе с ним большой удар приходится по бюджету Российской Федерации, которая теперь теряет турецкий сбыт, как недавно потеряла украинский.

А турки что? – А туркам руку помощи протянули, казалось бы, совсем неожиданные партнёры. Руководство де-факто независимого Иракского Курдистана, в частности  его Министерство природных ресурсов заявило о том, что собирается поставлять Турции любой объём природного газа в случае, если та будет испытывать неудобства в газовом снабжении от России. Разведанных запасов газа (5 трлн. кубометров) курдам хватит, чтобы бесперебойно снабжать Анкару в течение пятидесяти лет более дешёвым сырьём, чем то, что продавала Россия. Экономические выгоды – налицо. Вежливое урегулирование курдской проблемы – тоже. Официальная Анкара если и не совсем уж в дамках, то явно не у разбитого корыта.

Не отстают и оперативно ориентирующиеся в происходящем арабы. Как пишет общенациональная газета Sabah арабский мир, включая влиятельнейший телеканал Al Jazeera, стартовали с кампанией в поддержку турецких товаров, оказавшихся в санкционных списках в России. Мощную волну солидарности с Турцией, которая охватывает арабские массы, можно ёмко выразить одним из лозунгов этой кампании: «Продвижение турецкой продукции является обязанностью всех мусульман и арабов».

Простым массам ответил и авторитетнейший Всемирный союз мусульманских учёных, который издал фетву об обязательности всем мусульман мира поддержать турецкую экономику и производителей в ответ на российские санкции. А это – теологические аргументы – уже очень и очень серьёзно. Возможно, не случайно именно сейчас столь активно обсуждается новость о том, что богатые Саудовская Аравия и Катар намерены экономически поддержать Турцию выкупом всего товара, который турки ранее сбывали России, для последующего его направления на нужды беднейших регионов Африки.

Ответ на вопрос, одиноко ли придётся Турции без России, также можно считать полученным.

Автор: Руслан Эйвазов
подписаться на канал
Комментарии 0