(На фото в центре - глава ДУМ РТ Камиль Самигуллин, митрополит Казанский Феофан Ашурков и верховный муфтий "Халифата - Святой Руси" Талгат Таджуддин)
Сегодня одновременно в двух мусульманских республиках РФ их власти подписали однотипные договоры о сотрудничестве с основными религиозными организациями данных регионов.
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов (титул президента он благополучно сдал Кремлю несколько лет назад) подписал соглашение с представителями мусульман, православных и иудеев. От мусульман на подписании присутствовали глава ЦДУМ Талгат Таджуддин, председатель ДУМ РБ муфтий Нурмухамет Нигматуллин, председатель регионального ДУМ РБ в составе ЦДУМ России муфтий Мухаммад Таджуддинов.
В Татарстане соглашение подписал премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном (Ашурковым) и главой ДУМ Татарстана Камилем Самигуллиным. Об иудеях, кстати, из Татарстана ничего не сообщается.
Содержание обоих "договоров", как говорят в таких случаях - "за все хорошее, против всего плохого". И в принципе, можно было бы отнести их подписание на бюрократический ритуал, если бы не тот факт, что они были одновременно подписаны в двух мусульманских республиках.
С чем это может быть связано? Зная об отношениях руководства Казани и Уфы, представляется маловероятной гипотеза, что это их совместная инициатива, ибо особой скооперированностью, тем более, в политической сфере (а это явно шаги с политическим подтекстом) их отношения не отличаются. Поэтому, скорее всего, инициатива была спущена в соседние республики из Москвы.
Но зачем? Видимо Кремлю, особенно на фоне его расширяющегося конфликта со всем Исламским суннитским миром, очень важно сохранять видимость того, что он контролирует исламское направление внутренней политики, а российские мусульмане являются его лояльными подданными. И теперь не просто живут себе в России-матушке и бед не знают, а еще и имеют официальную бумажку - целый договор с государством, персональный, где их ставят на один уровень с самой РПЦ, пусть и в масштабах мусульманских же республик.
По существу же, конечно, ни на один принципиальный вопрос внутренней и внешней политики это действо не повлияет из-за своего маскарадного характера. Ведь договор в качестве условия его с заключения предполагает свободную волю и субъектность заключающих его сторон, в то время как всем хорошо известно, что данные структуры и деятели, заключающие его от имени мусульман, являются полностью подконтрольными властям и служат государству либо за совесть (в государственном, а не исламском понимании, конечно), либо за страх (не имея мужества, находясь на своей должности, говорить правду).