Среда обитания

Операция «Чеченский след». Версия Адама Осмаева

«Чеченский след» к настоящему времени вырос в России в самостоятельный, узнаваемый бренд. Произошло это вследствие регулярного обнаружения российскими властями причастности чеченцев едва ли не к каждому резонансному преступлению в стране, а иногда и за ее рубежами. Одно из последних громких преступлений с «чеченским следом» – убийство Бориса Немцова. Спустя год и несмотря на «личный контроль» лидера Кремля, заказчики убийства следствием не названы. Однако в самом этом деле «чеченский след» приобрел две параллельные парадигмы: Жанна Немцова, дочь убитого политика, требует расследования о причастности главы Чечни Рамзана Кадырова, а сам грозненский фаворит президента России указывает на другого чеченца – командира батальона, сражающегося против пророссийских сепаратистов в Украине. И хотя версия Кадырова нашла широкий отклик в российских провластных СМИ, ответ Осмаева на эти инсинуации остается малоизвестным российской публике. «Голос Америки» восполняет эту нишу публикацией интервью, записанного по телефону.

Адам Осмаев – единственный в мире человек, официально обвиненный в попытке покушения на жизнь президента России Владимира Путина. Осмаев – чеченец, и уже несколько месяцев он является командиром батальона чеченских добровольцев, воюющего на стороне правительственных войск Украины.

Как сообщали местные СМИ, в 2012 году спецслужбы Украины и России обвинили Осмаева в подготовке убийства Владимира Путина – тогдашнего премьера и кандидата в президенты РФ Владимира Путина. Развитие дела о покушении на Путина устойчиво держалось в топ-новостях российских правительственных СМИ, сопровождая президентскую кампанию, в результате которой Путин вернулся в Кремль на третий срок. Спецслужбы тогдашнего президента Украины Виктора Януковича тесно сотрудничали в расследовании дела Осмаева с российским ФСБ. Адам Осмаев, находясь в заключении, дал тогда интервью российскому Первому каналу, где признал себя виновным в подготовке покушения на Владимира Путина. Впоследствии он отказался от признательных показаний. В 2014 году Европейский суд по правам человека выступил в защиту Осмаева, и он был освобожден из заключения.

 В 2015 г. глава Чечни Рамзан Кадыров обвинил Осмаева в целом ряде тяжких преступлений – во-первых, в подготовке покушения на самого Кадырова, затем в убийстве Исы Мунаева – предшественника Осмаева на посту командира чеченского батальона, и наконец – в заказе и организации убийства в Москве Бориса Немцова. Все эти покушения и убийства, по утверждению Кадырова, Осмаев якобы осуществлял по заданию Службы безопасности Украины и американского ЦРУ. Заявления Кадырова нашли значительную информационную поддержку в России.

В телефонном интервью из Донбасса корреспонденту «Голоса Америки» Фатиме Тлисовой Осмаев изложил свою версию событий.

Фатима Тлисова: Представьтесь, пожалуйста, назовите себя, расскажите, чем вы занимаетесь…

Адам Осмаев: Меня зовут Адам Осмаев, я командир миротворческого батальона имени Джохара Дудаева, который на сегодняшний день помогает украинским силовым структурам отражать агрессию со стороны Российской Федерации.

Ф.Т.: Последние несколько недель СМИ пишут о том, что чеченцы, воевавшие за ИГИЛ в Сирии и Ираке, теперь переезжают воевать в Украину. Подобное имеет место? Если да, то в каком формате?

А.О.: Нет, это полный бред, очередная ложь российских пропагандистов. На самом деле, позиция ИГИЛ в том, что война в Украине для них “не священна – одни неверные воюют против других неверных”, участвовать в такой войне им запрещено и даже грешно, потому что в случае смерти, как они считают, они не смогут стать мучениками. Цель этой лжи российских СМИ – очернение борьбы украинского народа за свою свободу. На самом деле у самой России очень много общих интересов с ИГИЛ. Россия тесно сотрудничала с Саддамом Хусейном, а многие сегодняшние лидеры и офицеры ИГИЛ – это бывшие саддамовские спецслужбисты. Не исключено, что между ними до сих пор сохранились контакты, что они сотрудничают.

Ф.Т.: У вас лично биография не безоблачная – вас обвиняли в терроризме и покушении на президента России, вам пришлось доказывать свою невиновность через Европейский суд по правам человека. Что это было, и кому было нужно подобное громкое дело?

А.О.: Во-первых, чеченцы на территории бывшего Союза и вообще в мире получили имидж таких суровых ребят, опасных. Во-вторых, эти события происходили перед выборами действующего президента России. Было много заинтересованных сторон в раскручивании этого дела. Эксклюзивное право на интервью со мной было дано Первому российскому каналу. Все это преподносилось в духе “надо обязательно выбрать Владимира Путина, потому что он хороший, раз его чеченцы хотят убить”. Это был пиар-ход с их стороны. Для Януковича – это была хорошая возможность выслужиться перед Путиным, получить свои дивиденды.

Ф.Т.: А почему вы признали себя виновным?

А.С.: Признался вначале, потому что мне угрожали немедленной выдачей в Россию без соблюдения каких-либо процедур. Мой отец на тот момент был в заложниках, его угрожали выдать кадыровцам. Была реальная угроза моей жизни, угроза жизни моих родных, поэтому я был просто вынужден. Я думаю, любой человек на моем месте сделал бы также.

Ф.Т.: Как вы думаете, почему именно вас глава Чеченской республики Рамзан Кадыров назвал заказчиком и организатором убийства Бориса Немцова?

А.С.: Дело в том, что я для Рамзана Кадырова и для спецслужб России являюсь своеобразным “дежурным” по убийствам, по покушениям. Обвинения в убийстве Бориса Немцова совершенно безосновательные. Сложно искать логику в словах Рамзана Кадырова, поэтому и комментировать сложно.

Ф.Т.: Вы думаете, Кадыров считает вас личным врагом, или могла быть команда со стороны, чтобы назвать вас убийцей Немцова?

А.О.: Была ли команда сверху? Сложно сказать. После заявления, в котором Арсения Яценюка обвинили в том, что он участвовал в первой чеченской войне, причем прозвучало это на высочайшем уровне – глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин его озвучил – мне уже трудно что-либо всерьез комментировать.

Ф.Т.: То есть, премьер Украины Арсений Яценюк в Чечне не воевал?

А.О.: Конечно нет, это полнейший бред. Но именно так и работают российские силовые ведомства. На любого человека, который им неугоден, они могут возбудить любое уголовное дело, ссылаясь на показания какого-то человека, которого они найдут в своих лагерях, в ГУЛАГе своем, и заставят его либо угрозами, либо предложениями каких-то льгот давать любые показания. Поэтому обвинения и голословные заявления этого режима не нужно воспринимать всерьез. И это, по-моему, уже всем давно известно, просто еще раз мы в этом убедились.

Ф.Т.: Как вы думаете, что на самом деле произошло в Москве с убийством Немцова? Арестован чеченец и все названные обвиняемые – чеченской национальности. У вас есть информация – почему?

А.О.: Уже давно очевидно, что люди Рамзана Кадырова по его приказу наследили трупами по всему миру, также как Владимир Путин и егофээсбэшники наследили, в том числе ядерным терроризмом в Лондоне. Пройдет некоторое время, и будут международные суды и над Путиным, и над Кадыровым, а пока они себя чувствуют вольготно и убивают всех налево и направо. В случае с Немцовым, у них, видать, какая-то несогласованность получилась, и пошли аресты. Внутри спецслужб российских есть недовольные тем, что Рамзан Кадыров может вот так издеваться над законодательством российским совершенно бесцеремонно, и они начали всю процедуру, пошли аресты, а теперь, когда есть уже столько фактов, сложно это дело замять.

А в общем, так погибают все серьезные критики режима – будь то Путина или Кадырова – начиная с Анны Политковской. Совершенно беспардонно расстреливают людей. А Рамзан Кадыров просто решил выслужиться перед Путиным, возможно Путин где-то нелестно отозвался о Немцове – что из его уст прозвучало, как команда, неофициальная, естественно. В свою очередь, Рамзан Кадыров дал своим такое же указание устное, они его наперегонки выполнили. Полно всяких головорезов, убийц, наркоманов вокруг него, которые готовы за подачки любую его прихоть выполнить.

Ф.Т.: Вам известно о том, как строятся взаимоотношения внутри так называемой “гвардии Кадырова”?

А.О.: Во-первых, у них там абсолютная вертикаль власти. То есть предположить, что они сами по себе решили совершить такое преступление? Это крайне маловероятно. Во-вторых, все отношения строятся на страхе и вознаграждении. Они не настолько мотивированы, чтобы умирать за Рамзана Кадырова, когда его власть пошатнется, они все разбегутся.

Ф.Т.: По вашим данным, сколько человек в гвардии Кадырова? Спрашиваю, потому что называются разные, иногда совершенно фантастические цифры, хочется понять, реально каким военным потенциалом он обладает?

А.О.: Количество там не так важно. Люди в абсолютном большинстве идут туда только ради зарплаты, потому что нет рабочих мест в республике. Заниматься бизнесом очень тяжело, потому что всех облагают данью рамзановские наемники. Поэтому для молодых чеченцев, которые остались там жить, остается только или идти к нему на службу, или бежать – на Запад или куда-то еще. Большинство людей в его силовых структурах на самом деле ненавидят Рамзана Кадырова, потому что чеченцам не свойственно то раболепство, которое они обязаны там проявлять, у нас никогда не было ни царей, ни князей. Его в душе ненавидят, с большим трудом терпят, и при первой возможности они его сами растерзают.

 Ф.Т.: Если растерзают, что потом? Говорят, что без Кадырова Чечня снова будет ввергнута в хаос – существует такое популярное мнение. 

А.О.: Нет, у Путина всегда была альтернатива, всегда были у него другие варианты. Были там и есть до сих пор еще более отмороженные убийцы и маньяки, готовые занять его место. Путин мог поставить какого-то цивилизованного человека, более грамотного, пророссийского. Но выбрал лично вот такого мясника, чтобы мог делать за него грязную работу, выполнял всякие его поручения, чем он успешно и занимается.

Ф.Т.: То есть вы думаете, что Рамзан Кадыров – это сознательный и добровольный, а не вынужденный выбор Владимира Путина?

А.О.: Абсолютно так. Как я и говорил, были и другие головорезы, тот же Сулим Ямадаев и “Горец” – Байсаров, многие другие, которые изначально привели к власти Кадырова-старшего, были его силовым блоком – почти все, кто мог создать ему конкуренцию, расстреляны. Рамзан Кадыров их чужими руками ликвидировал.

У Путина были и более цивилизованные варианты, типа Малика Сайдуллаева и других, но Путин их не захотел ставить, потому что они бы не выполняли для него грязные поручения: убить этого, ликвидировать того, уничтожать сотнями свой народ – они бы этого не делали, поэтому Путин выбрал именно этого Кадырова.

Ф.Т.: Почему люди идут в ваш батальон? Это ведь есть риск быть убитым – Иса Мунаев, инициатор и первый командир вашего батальона был убит. Ради чего идут на это чеченцы добровольно? 

А.О.: Иса Мунаев – бригадный генерал Чеченской республики Ичкерия, давно получил политическое убежище в Дании, жил там благополучно с семьей, имел дом, работу. Как многие другие чеченцы, представители других национальностей, он просто не мог сидеть в стороне и наблюдать как Россия разрывает Украину на куски, так же как она делала до этого с нами, с чеченцами, с Грузией, с другими странами. Украинская борьба за свободу нас тронула до глубины души. Многие в батальоне до этого никогда даже не держали в руках оружие, но посчитали своей обязанностью приехать и встать на защиту Украины. Сегодня здесь в Украине решается будущее всего бывшего Советского Союза: если победит Украина, то все будут двигаться в сторону более свободного общества, если же победит Россия, то неизбежно будет нарастать авторитаризм и тоталитаризм. Для нас это очень важно, мы надеемся, что благодаря победе Украины, придет свобода также на Кавказ, и наконец Россия оставит своих соседей в покое, даст нам жить. Мы, чеченцы воюем уже из поколения в поколение, у нас не было ни одного поколения за последние несколько сотен лет, которое не воевало бы с Россией за свободу. Мы никогда ни на кого не нападали. Мы просто хотим жить мирно и свободно на своей земле, в согласии со своими соседями. 

Численность нашего батальона варьируется постоянно, когда нет масштабных военных действий, нет смысла содержать большой штат, тем более мы по спецоперациям работаем. Собираем и распускаем людей по необходимости – все добровольцы, зарплат никаких нет. Основной костяк – специалисты – они есть и посвятили этому свое время и жизнь.

Ф.Т.: Вначале разговора вы сказали, что воюете против российской агрессии – вы лично или бойцы вашего батальона сталкивались непосредственно с российскими военнослужащими?

А.О.: Я видел российские паспорта у пленных. Пленные сепаратисты рассказывали, что у них командиры – россияне. То есть для нас это не вопрос – мы это своими глазами видели.

Ф.Т.: Если сравнить с партизанским движением в Чечне по оснащенности вооружением, то есть ли отличие с украинскими сепаратистами? Что-то говорит о том, что украинская армия в Донбасе воюет с более организованными и оснащенными силами?

А.О.: Украине после распада СССР достался значительный военный арсенал. Здесь на Донбассе воюют подразделения из всех областей Украины. Но даже у Украины нет уже столько оружия и боеприпасов – иссяк почти запас по многим наименованиям. А с той стороны у сепаратистов полно оружия, не просто конвоями завозят из России – поездами, целыми эшелонами – у России намного больше оружия ведь. И это не говоря уже о случаях, когда мы захватывали спецоружие, которые есть на вооружении только у российской армии, захватывали россиян с паспортами, с военными билетами. Мне кажется, что людям в других странах нужно больше внимания уделять Украине. Украинский народ жил мирно, не был готов к такому подлому удару в спину. Нельзя уставать от активной солидарности, нужно поддерживать борьбу Украины за свободу.

подписаться на канал
Комментарии 0