Скандал, порожденный реакцией Рамзана Кадырова на объявление Южно-Сахалинским судом на основании экспертизы МВД экстремистскими суры "Фатиха" Корана и самого Единобожия, оживил дискуссии по существу самой проблемы. Как мы писали изначально по этому поводу, даже отмена данного решения Южно-Сахалинского суда, которая скорее всего произойдет благодаря вмешательству Кадырова, не изменит по существу ничего, ибо отдельные и наиболее абсурдные решения такого рода иногда отменялись и раньше, но потом они принимались вновь и вновь.
Центр "Сова" сообщает, что глава комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов считает «некорректным и опасным при цитировании отдельных фрагментов священного писания пытаться найти признаки экстремизма». Глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества МП РПЦ Всеволод Чаплин высказался по этому поводу более развернуто:
"У нас запрещена пропаганда превосходства человека или группы лиц по религиозному признаку, но не запрещены и не могут быть запрещены утверждения о том, что чья-то религия лучше или является единственно правильной. Если запретить такие утверждения, то это поставит в непреодолимое противоречие религиозное мировоззрение и светские решения и установления". В связи с этим, как он считает, каждый имеет "право утверждать, что именно твоя религия истинна, что обращаться нужно только к одному единственному истинному богу".
Впрочем, надо отметить, что на публике представители РПЦ уже не в первый раз дипломатично солидаризируются со ставшими жертвами секуляристского мракобесия мусульманами. В частности, тот же Чаплин выступал за право мусульманок ходить в школы в хиджабе. Хотя, если смотреть не на слова, а на деле, атака на тот же хиджаб в школах, как известно, началась со Ставрополья, а там, по единодушному мнению владеющих ситуацией людей, силовики и чиновники действуют в тесной спайке с РПЦ, пытаясь вырвать с корнями любое иноверие.
Что касается слов одного депутата Госдумы, которые содержат в себе здравый смысл, надо понимать, что не облеченные в форму поправок к тому или иному закону, они всего лишь остаются частным мнением, которое имеет не большую силу, чем мнение любого пользователя соцсетей. Поэтому перелом ситуации может произойти только тогда, когда будут приняты соответствующие нормативные акты, а также разъяснения Верховного суда РФ по судебной практике по данному вопросу, а кроме того, даны необходимые устные инструкции силовикам по всей стране.
Само собой, в российских условиях это может произойти только в одном случае - если такое, принципиальное и политическое решение будет принято в Кремле. А это, как показывают события последних дней, теоретически может произойти только в результате всеобщей мобилизации мусульман и их убедительного давления на власть с целью заставить ее соблюдать собственную конституцию, гарантирующую мусульманам (и другим гражданам РФ) свободу слова и вероисповедания.