Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя и руководитель аппарата Духовного управления мусульман Европейской части России опубликовал в своем блоге статью "Уходили россияне на сирийско-иракскую войну", некоторые моменты которой могут представлять интерес в контексте войны в Ираке и Сирии и возможного участия в ней России.
Если пропустить мимо дежурные оды российской политике в Исламском мире и "нашему национальному лидеру", а также рассуждения о кознях Запада против России, в содержательной части обращает на себя внимание гипотеза (возможно, основанная на инсайдерской информации) Мухетдинова о том, что во время визита в Москву Касима Сулеймани, фактического командующего иранскими силами в Сирии и Ираке, обсуждалась возможность их усиления россиянами. Вот, что пишет г-н Мухетдинов:
"Речь, конечно, не о регулярных частях Минобороны, а о некоей «частной армии» из «отпускников», ветеранов горячих точек, солдат удачи, отставных «спецов» и прочих неинституализированных военных профессионалов. Опыт последнего года показывает, что они могут быть эффективны и полезны в решении самых неожиданных задач даже далеко за пределами Родины.
Те же американцы давно воюют и пытаются достигать своих целей таким образом по всему миру. Это очень удобно, плюс позволяет свести риски и ответственность официальных должностных лиц к минимуму".
Далее в статье описывается возможное негативное влияние подобного проекта не только на российскую политику на Ближнем Востоке, но и на руководство той республики, лидеру которой в последнее время поручают подобного рода "деликатные задачи" за пределами РФ:
"...для кого-то отправка российской «Black Water» в зыбучие пески Сирии и Ирака – это шанс ослабить или даже избавиться от неугодных конкурентов и оппонентов, прежде всего, из числа крупных северокавказских фигур, которые постоянно публично заявляют о готовности защищать интересы России в любой точке мира".
Отметим, что в данном вопросе с Мухетдиновым трудно не согласиться. Если речь идет о Рамзане Кадырове, то выгодным освещением некоторых аспектов своей политики ему в последние годы объективно удалось завоевать себе определенный авторитет в Исламском мире. При этом участие чеченских "отпускников" в войне на Донбассе, хотя и вызвало диаметрально противоположные оценки в русскоязычной мусульманской среде постсоветского пространства, в Исламском мире широкого резонанса не имело и на репутацию Рамзана Кадырова повлиять не могло. Совсем иначе ситуация будет выглядеть в том случае, если чеченских "отпускников" отправят воевать на одной стороне с курдскими язычниками и шиитскими неосефевидами против суннитского населения и интересов суннитских держав Исламского мира. В этом случае наработанный значительными вложениями авторитет Кадырова в Исламском мире действительно может быть обнулен.