Среда обитания

ФСБ захватывает Дагестан

Жаркая политическая страда продолжается в Дагестане. Силовики заявили о возбуждении уголовного дела в отношении глав Тарумовского и Кизилюртовского районов. Рамазан Абдулатипов полностью поддержал действия силовых структур, производящих громкие аресты весь последний месяц.

На этом фоне интересен анализ соотношения целей и отношений между главой Дагестана Рамазана Абдулатипова и федеральными силовиками. В первую очередь, с ФСБ. Особенно, если принять во внимание такой фактор, как обострение борьбы за ресурсы в ходе нарастающего в стране кризиса.

Новые мишени

Глава Тарумовского района Дагестана Марина Абрамкина и глава Кизилюртовского района Багутдин Аджаматов подозреваются в превышении должностных полномочий и мошенничестве. Уголовные дела возбуждены в отношении обоих глав.

При этом, следственными органами не исключается вероятность задержания Абрамкиной, которая может скрыться за рубежом. На фоне всех последних громких задержаний глава Дагестана Рамазан Абдулатипов выступил с характерным заявлением:

"Я хочу четко сказать, что все, что касается нарушений в бюджетной сфере, будет доведено до конца независимо от того, кем является человек, допустивший эти нарушения.

Если же речь идет о сотрудничестве с бандформированиями, в каком бы то ни было году, – это тоже будет доведено до конца. Мы не потерпим никакого сотрудничества с бандитским подпольем, которое принесло много трагедий Дагестану!", - заявил Абдулатипов.

Глава Дагестана отметил, что какие-либо попытки сторонников задержанных выйти на улицы, организовать демонстрации и митинги, перекрывать дороги будут направлены против тех людей, которым пытаются помочь.

"Категорически рекомендую никому этим не заниматься. Правоохранительные органы будут выполнять свою работу, мы же, со своей стороны, будем осуществлять возможный контроль, чтобы все было по справедливости и по закону", - заключил Рамазан Абдулатипов.

Абдулатипов и ФСБ

На фоне таких решительных заявлений главы Дагестана у жителей республики складывается ощущение, что именно он и инициирует все эти задержания и руководит напрямую деятельностью спецслужб.

Однако, стоит помнить, что силовые структуры в каждом регионе выведены из подчинения глав этих регионов и подчиняются напрямую Москве, замыкаясь на федеральное руководство ФСБ, МВД, Следственного комитета и т.д.

«И именно эти неподконтрольные главе региона силовые структуры выполняют задачи по обеспечению безопасности, борьбе с криминалом и боевиками. Все возможности повлиять на ситуацию у главы республики ограничены», - отмечал по этому поводу журналист Орхан Джемаль.

Таким образом, федеральные силовики, в первую очередь, ФСБ и Следственный комитет России ведут самостоятельную работу в Дагестане. И среди их целей не только боевики, с которыми они почти справились, но и лидеры и представители ключевых кланов.

Фактически, ФСБ, воспользовавшись практически полной победой над боевиками, перешло в масштабное наступление на позиции местных «феодалов», практически полностью сокрушая весь дагестанский политический ландшафт.

Вполне очевидно, что ФСБ не могло полностью влиять на ситуацию в республике, пока здесь сохранялись влиятельные кланы и их лидеры, вроде Саида Амирова, Сагида Муртазалиева и т.д.

Поскольку, как отмечает Орхан Джемаль, Дагестан – это некая особая ситуация, где в силу различных неформальных связей – клановых или родственных – у каждой местной авторитетной фигуры есть свои люди в ФСБ, МВД. У них есть возможность играть.

А Рамазан Абдулатипов, с его слов, единственная фигура в республиканской элите, пришедшей сюда не из Дагестана, человек, в наименьшей степени укорененный в Дагестане, в его властных раскладах.

А потому в наименьшей степени способный влиять на деятельность силовых структур. То есть, его, собственно, и ввели туда затем, чтобы он не проявлял никакой личной инициативы в силовой области, - отмечает журналист.

Интересы ФСБ в Дагестане

При этом надо помнить, что сегодня ФСБ – не только силовая структура, борющаяся с боевиками, агентами зарубежного влияния и крупными преступниками в системе государственной власти.

Необходимо осознавать, что ФСБ на сегодня это самая мощная не только силовая, но и политическая структура в России. Поскольку на фоне двух войн в Чечне, вооруженных конфликтов в Южной Осетии, Донбассе и присоединения Крыма к России, влияние ФСБ выросло неимоверно.

Фактически высшее руководство ФСБ начало играть в современной России ключевую политическую роль, определяя политические правила и нормы уже внутри самой страны.

О влиянии ФСБ на политическую жизнь России и о личных интересах генералов ФСБ в том или ином регионе уже написано и сказано достаточно много. Причем не только враждебными западными СМИ, но и в том числе вполне системными для России силами, к примеру, КПРФ.

Что касается конкретных интересов ФСБ в Дагестане, то сначала федералы пресекли и взяли под контроль ситуацию с контрабандой нефти и серыми схемами обналички огромных сумм денег в Дагестане.

После этого ФСБ начало брать под контроль целые отрасли дагестанской экономики, которая до этого контролировалась исключительно местными кланами. Разгром дагестанской клановой системы, начавшийся в задержания Саида Амирова, сейчас идет полным ходом.

«Без срока давности» помножить на кризис

Этот анализ поясняет, почему сегодня лидерам кланов федералы припоминают дела многолетней давности. И почему силовики не предъявляли претензии этим же кланам на протяжении стольких лет?

Неужели федеральные силовые структуры не имели претензий к Саиду Амирову, Абусупьяну Хархарову, Сагиду Муртазалиеву, Даниялу Шихсаидову 10-15 лет назад? И почему эти претензии предъявлены только сейчас?

Ряд аналитиков связывает резкую активизацию федеральных силовиков в разгроме дагестанских кланов со стремительно обостряющимся кризисом в стране на фоне ужесточающихся международных санкций.

Доступ к финансовым и иным ресурсам в стране резко сокращается даже для федеральных игроков. Оттого, по мере углубления кризиса резко будет обостряться борьба за ресурсы внутренние.

А в регионах ключевые ресурсы до сих пор держали в руках региональные власти или региональные кланы. В ситуации резкого ужесточения борьбы за выживание федералы, в первую очередь, начнут брать под контроль ресурсы именно в регионах.

Поскольку региональные кланы или политические группировки очень уязвимы, коррумпированы и фактически все без исключения висят на крючке федеральных спецслужб.

Именно по этой логике развивается в последний год ситуация и в Дагестане. Федералы начали жесткую игру. И она призвана показать всем прежде неприкасаемым фигурам в Дагестане, кто является самым могущественным кланом в стране…  

подписаться на канал
Комментарии 2
  • Какое то не здоровое движение началось. Что то унюхали и идет полная смена кадров и арест неугодных. Интересно, что же на самом деле то происходит. кто бы объяснил?
    (-49)
    5 августа'2015 в 17:58
    • Сначала взрывали Россию, теперь захватывают Дагестан. Всегда при деле.
      (1321)
      5 августа'2015 в 22:31