(На фото: Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов)
В последнее время в Карачаево-Черкесии заметно активизировалась политическая и общественная жизнь. Связано это с надвигающимися выборами главы региона, которого предстоит избирать местному парламенту в начале 2016 года.
С критическими заявлениями в адрес нынешней власти КЧР выступили представители черкесской общественности и руководства Хабезского и Адыге-Хабльского районов, где компактно проживают черкесы. Активисты движения «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент» заявили о подготовке чрезвычайного съезда черкесского народа.
Не все так просто и в отношениях руководства КЧР с главными политическими игроками карачаевской национальности, к которой принадлежит глава субъекта. Власти выдавили практически всех их из политического поля, однако очевидно, что смириться с этим ушедшие в оппозицию представители карачаевского народа никак не готовы. За несколько месяцев до истечения срока полномочий Рашида Темрезова на посту главы КЧР оппозиция начала выходить из тени.
Батдыевско-каитовский клан
В политических кругах КЧР считают, что за набирающей обороты активностью оппозиционеров-карачаевцев стоит фигура небезызвестного Алия Каитова – зятя бывшего президента республики Мустафы Батдыева. Осенью прошлого года после десяти лет тюремного заключения за убийство семи бизнесменов он вышел на свободу и вернулся в республику.
После освобождения Алий Каитов сразу занял достаточно жесткую позицию по отношению к главе КЧР Рашиду Темрезову. В республике за последние годы, пока на посту главы пребывал Темрезов, а Каитов сидел в тюрьме, с руководящих должностей были сняты все родственники последнего.
В 2013 году избирательная комиссия КЧР через суд оспорила решение депутатов Карачаевского района о назначении главой Ахмата Каитова — родного брата Алия Каитова.
В том же году с должности начальника УБЭП МВД Карачаево-Черкесии был снят тесть Ахмата Каитова Альберт Карабашев.
Алий Каитов владеет рядом крупных прибыльных фирм и продолжает пользоваться поддержкой не менее состоятельного экс-президента КЧР Мустафы Батдыева. По словам приближенных к семье Батдыева источников, никакого развода между Каитовым и дочерью бывшего президента не было.
Алий Каитов. Фото: sc60.r-b.ru
Вот лишь несколько из предприятий, находящихся в собственности членов этой семьи: ООО «Черкесские горэлектросети», ОАО «Водоканал», ООО «Многофункциональный расчетный центр», ООО «Киберком». Также Батдыевым и Каитовым принадлежат колхозный рынок, торговый центр «Россия», ряд магазинов в Черкесске.
Полгода назад Мустафе Батдыеву пришлось оставить пост руководителя отделения Пенсионного фонда РФ по КЧР после того, как правоохранительные органы провели в учреждении проверки.
Его сын Марат Батдыев был отстранен от должности руководителя республиканского филиала «Россельхозбанка» также после тщательных проверок в этом учреждении.
Правящая элита
В политических кругах говорят о причастности к «расправам» над Батдыевыми главы региона Рашида Темрезова, хотя сам Темрезов когда-то состоял в команде Мустафы Батдыева.
Мустафа Батдыев. Фото: yuga.ru
Трудно с этим не согласиться, поскольку на освобожденные Батдыевыми должности были назначены люди из команды Темрезова: кресло руководителя филиала «Россельхозбанка» занял экс-министр туризма и курортов Марат Хубиев, а ОПРФ по республике возглавил ушедший недавно в отставку с поста члена Совета федерации РФ Мурат Суюнчев.
В большинстве органов государственной власти и крупных учреждений руководителями также являются близкие родственники и друзья Рашида Темрезова — глава администрации руководителя субъекта Эльдар Салпагаров, министр финансов КЧР Рустам Эльканов, директор компании МУУП «Зеленый остров» Ганнибал Коркмазов, ректор Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии Руслан Кочкаров, бывший глава Дирекции капстроительства сенатор Ахмат Салпагаров, мэр Карачаевска Руслан Текеев, главы Карачаевского, Малокарачаевского, Прикубанского, Усть-Джегутинского районов.
В республике три года назад заговорили о появлении нового самостоятельного клана – «клана Темрезова». Однако сам глава Карачаево-Черкесии отрицает его существование. «За мной жители республики, они и есть мой клан», – сказал глава региона в одном из интервью.
Из оппозиции во власть
Два года назад главным оппозиционером действующей власти в КЧР называли экс-мэра Карачаевска Солтана Семенова. Пользовавшийся огромной поддержкой горожан, которые даже провели в его поддержку несколько митингов, под давлением республиканской власти Семенов вынужден был уйти в отставку вместе со своей командой. Многие эксперты предрекали, что он или останется в оппозиции, или вовсе уйдет с политической арены.
Солтан Семенов. Фото: ntv.ru
Однако спустя год глава КЧР и экс-мэр Карачаевска достигли перемирия: недавно Семенов назначен руководителем Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по республике.
Не смогли власти прийти к согласию с бывшим заместителем Семенова Эдуардом Маршанкуловым. Осенью прошлого года вместе с единомышленниками по партии «Коммунисты России» он попытался принять участие в выборах местного уровня.
Тогда от партии был зарегистрирован 161 кандидат в депутаты муниципальных советов и парламента КЧР. Почти все они были сняты с регистрации через пять судебных процессов Верховного суда КЧР и решениями избирательной комиссии республики.
Маршанкулов сделал ряд резких заявлений о грубом вмешательстве власти в избирательный процесс. После выборов оппозиционер учредил ряд информационных проектов, в числе которых интернет-портал «Политика09». Стало очевидно, что точку в политической карьере Маршанкулова ставить рано.
Далекий от кланов
К назначению министром внутренних дел КЧР карачаевца Казимира Боташева два года назад в республике отнеслись настороженно. Ведь черкесские, абазинские и русские национальные лидеры периодически заявляют о дискриминации их народов при решении кадровых вопросов в республике, сетуя на то, что ключевые посты достаются представителям одной карачаевской национальности.
Положительные изменения в структуре МВД и ликвидация «сторожевской банды» развеяли сомнения национальных лидеров в КЧР относительно назначения Боташева, да и самого министра в республике стали называть интернационалистом.
Казимир Боташев. Фото: cherkesk.bezformata.ru
На самом деле он смог найти взаимопонимание с представителями всех национальных элит, его трудно причислить к какой-либо политической группе, сам себя именует «народным министром», к которому не нужно пробиваться через бюрократические коридоры. На одной из встреч с блогерами Боташев заявил, что удален от всех кланов и ничьи заказы не выполняет.
Черкесский союз
Главным политическим событием 2015 года КЧР является примирение самых влиятельных черкесов республики, противоборствовавших в течение последней пары лет, – сенатора Вячеслава Дерева и Главы Хабезского района Рауфа Арашукова.
Вячеслав Дерев и Рауф Арашуков. Фото: instagram.com/a_r_r_09
Дерев долгие годы играет одну из ключевых ролей в политике региона, до работы в Совете Федерации занимался бизнесом. Семья Деревых владеет рядом промышленных предприятий в республике, крупнейшие из них — автомобильный завод «Дервейс», фирма по производству минеральной воды «Меркурий-2», а также занимающаяся животноводством и растениеводством на территории КЧР, КБР и Адыгеи фирма ЗАО «Киево Жураки АПК».
Вячеслав Дерев. Фото: kchrline.ru
Даже в период экономических кризисов предприятия Деревых, которыми сегодня руководят сын и брат Вячеслава Дерева, не сокращали рабочие места и ежегодно отчисляли в бюджет сотни миллионов рублей.
Поэтому в условиях отсутствия в КЧР других крупных промышленных предприятий и высокого уровня безработицы местные жители относятся к Деревым с большим уважением. Самого Вячеслава Дерева черкесская общественность считает национальным лидером, количество его сторонников исчисляется тысячами.
Другой влиятельный представитель черкесского народа Рауф Арашуков занимал ряд высоких должностей в правительстве – был министром труда и соцразвития, вице-премьером Карачаево-Черкесии. В настоящее время является главой Хабезского района.
Рауф Арашуков. Фото: xabez.ru
Отец главы Хабезского района Рауль Арашуков с 1999 по 2011 годы возглавлял филиал ООО «Газпром Межрегионгаз», в настоящее время является советником руководителя организации. Семья Арашуковых владеет гостиничным бизнесом, регулярно оказывает благотворительную помощь через созданный ею фонд имени Туркбия Арашукова.
27 июня этого года Дерев и Арашуков после перемирия впервые за пять лет появились на одном мероприятии – съезде движения «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент» КЧР. Судя по выступлениям заместителя Рауфа Арашукова и черкесских активистов – сторонников Вячеслава Дерева, оба политика пополнили ряды оппозиции в КЧР.
Русские, абазинские и ногайские политические лидеры
Среди представителей русского народа наиболее влиятельным политическим игроком в Карачаево-Черкесии на протяжении последних пяти лет остается спикер парламента КЧР Александр Иванов.
Александр Иванов. Фото: rg.ru
Иванов в 2009-2010 гг. возглавлял комитет Народного собрания КЧР по аграрной политике, природным ресурсам и природопользованию, затем был избран спикером регионального парламента четвертого созыва, а в сентябре 2014 года — переизбран на эту должность.
С 2011 года он руководит фракцией партии «Единая Россия» в Народном собрании КЧР. Является сторонником и единомышленником главы республики и главным «посредником» между руководством региона и депутатами парламента.
Заместитель председателя правительства КЧР Мурат Озов — пока что единственный представитель абазинского народа, оказывающий серьезное влияние на политическую жизнь в регионе, — также приближен к главе республики Рашиду Темрезову.
Мурат Озов. Фото: cherkessk09.ru
В прошлом он — титулованный спортсмен, мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта РФ, чемпион мира и Европы по самбо.
Благодаря протекции Озова в правительстве республики увеличилось количество министров-абазин. Кроме этого, он полностью контролирует работу органов власти в Абазинском районе КЧР.
Глава Ногайского района Энвер Керейтов – еще один представитель команды Рашида Темрезова. До назначения главой района он работал заместителем руководителя администрации главы и правительства КЧР.
Энвер Керейтов. Фото: kchr.ru
Деятельность Керейтова не ограничилась политическими и экономическими преобразованиями в районе. Он смог наладить тесное взаимодействие с общественными структурами ногайцев не только КЧР, но и Чечни, Дагестана, Ставропольского края, Турции, что укрепило его лидерские позиции в «ногайском мире».