11 июля исполнилось 20 лет трагедии в Сребренице. Это было крупнейшее массовое убийство на европейской земле после Второй Мировой войны. Накануне Россия наложила вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, в которой события были названы геноцидом. Летом 1995 года войска боснийских сербов вырезали около восьми тысяч мужчин от 13 лет.
Документ, в котором рассматривалось массовое уничтожение боснийских мусульман, предложила Великобритания. За него проголосовали 10 стран, еще четыре государства воздержались (Ангола, Китай, Нигерия и Венесуэла). В итоге он не был принят, так как представители РФ высказались против. Ранее факт геноцида в Сребренице был доказан Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международным судом ООН.
Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин назвал предложенный текст резолюции «неконструктивным, конфронтационным и политически мотивированным». «Он содержал значительные перекосы, в результате которых вина за прошедшее возлагается, по сути, только на один народ. Подход, в соответствии с которым из всех военных преступлений вычленяется лишь одно, абсолютно неправомерен и чреват усилением и без того глубокого раскола боснийского общества», - сказал посол Российской Федерации. «Вина за произошедшие события фактически возлагалась бы исключительно на сербскую сторону, без учета того факта, что сами сербы также стали жертвами той трагедии», - говорится в заявлении МИД РФ.
К сожалению, никто из российских мусульманских деятелей не высказался в связи с решением МИДа.
Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хуссейн в связи с трагедией Боснии отметил, что два десятилетия тому назад международное сообщество совершило множество ошибок и до сих пор не извлекло из этого «необходимых уроков». «Для многих из нас, сотрудников ООН, служивших в то время в бывшей Югославии, Сребреница на многие годы останется каждодневной болью в наших сердцах», - заявил аль-Хуссейн.
Еще долго рыскали среди трупов…
Сребренница была одной из шести так называемых «зон безопасности» ООН. Но это не спасло 8 тысяч проживавших в ней мусульман и беженцев, которые были зверски убиты 11 июля 1995 года.
Миротворцы просто сдали селение сербским экстремистам. Сербы экономили на патронах, использовали бензопилы, ножи, топоры, все подручные средства. После этого лидеры боснийских сербов Радко Младич и Радован Караджич вошли в историю как «мясники Сребреницы». Именно на них лежит большая часть ответственности за геноцид исламского населения.
Боснийские сербы захватили анклав в начале июля 1995 года. Сребреница превратилась в самое большое «поле смерти».
Адам Лебор, автор книги «Соучастие в зле: ООН в эпоху современного геноцида», опубликованной издательством Йельского университета, пишет, что голландские миротворцы стояли и смотрели, как сербы вели пленных на расстрел. Представители ООН отказывались одобрить нанесение воздушных ударов, а дипломаты колебались, что же предпринять – если вообще что-то предпринимать – чтобы спасти пленных, и в конце концов так ничего и не сделали. Этот непрекращающийся позор Сребреницы и бездействие Запада оказали свое влияние как на мировую политику в целом, так и на последующие действия Запада в Сирии, в Ираке и Афганистане.
Сребреница, наряду со столицей Боснии Сараево, была одной из шести «зон безопасности», в соответствии с резолюциями 819, 824 и 836 Совета Безопасности ООН, принятыми в 1993 году. Эти островки контролируемой боснийским правительством территории, осаждаемые боснийскими сербами, оказались одними из самых опасных мест на планете. Мир спокойно наблюдал, не желая, или не имея возможности, остановить боснийских сербов и их политических лидеров Караджича и генерала Младича, продолжавших наращивать военное присутствие вокруг города.
Последний штурм был начат генералом Младичем в четверг, 6 июля, и продолжался все выходные. Несмотря на неоднократные предупреждения о подготовительных действиях армии боснийских сербов, поступавшие еще на ранних стадиях, многие высокопоставленные сотрудники ООН, в том числе тогдашний глава департамента, занимавшегося миротворческими операциями, Кофи Аннан были в отпуске или в отъезде.
С полудня понедельника сотрудники гуманитарной миссии ООН в анклаве, вокруг которой собрались тысячи напуганных до крайности жителей, в панике рассылали отчаянные телеграммы о помощи. Одна из них, отправленная в 16:06, гласила: «Срочно срочно срочно… кто-нибудь остановите это немедленно и спасите этих людей. Их тысячи собрались вокруг больницы. Больше ничего не нужно доказывать. Пожалуйста, помогите. Не меньше половины анклава захвачено. Пожалуйста, помогите любыми средствами».
Торжествующий генерал Младич приказал отделить мужчин и мальчиков постарше от женщин и совсем маленьких детей. Телеоператор запечатлел гротескную сцену, когда он раздает пленным конфеты, уверяя, что они в безопасности.
Но жители Сребреницы прекрасно все понимали. Матери в ужасе переодевали сыновей девочками, чтобы спрятать их от сербских ополченцев.
Помощь так и не пришла, и на протяжении следующих нескольких дней Европа оказалась свидетельницей организованного массового убийства, невиданного со времен Айнзацгруппен – нацистских истребительных отрядов, массово уничтожавших евреев, коммунистов и партизан на восточном фронте.
Тысячи мужчин и мальчиков загнали в здания складов, избивали и пытали, а затем отправили в поля, где их расстреляли из пулеметов и закатали бульдозерами в общие могилы. Сербские ополченцы еще долго рыскали среди трупов, выискивая раненых.
Позор Европы и исламского мира
Бойна в Боснии началась 6 апреля 1992 года. Это одна из самых трагичных страниц в истории современной Европы и исламского мира.
Уже три года спустя, 27 ноября 1995 г., в своем обращении к нации тогдашний президент США Билл Клинтон заявит, что за время войны в Боснии погибло 250 тысяч человек (90% из них - мусульмане). Эти слова фактически были признанием полного бессилия мирового сообщества перед лицом катастрофы.
«Что бы там ни говорили, Босния, большинство населения которой составляют мусульмане, оказалась малопривлекательной страной для проявления заботы о коллективной безопасности. К тому же она, в отличие, например, от Кувейта, не обладала таким мощным стимулом, побуждающим к действию, как нефть. Вероятно, поэтому международное сообщество, и в первую очередь – Запад, оставалось равнодушным к событиям, происходившим в Боснии-Герцеговине на протяжении нескольких лет», - пишет известный мусульманский публицист и политолог Мухаммад Бокрета.
Война застала исламское население Боснии врасплох. В то время оно не имело ни достаточного числа боеспособных частей, ни вооружения. Как следствие, мусульмане Боснии погибали тысячами, столица, Сараево, оказалась в осаде, а тысячи людей стали беженцами.
На фоне этого части армии Загреба и проживавшие на территории Боснии хорваты атаковали центральную часть Боснии, пытаясь компенсировать за ее счет свои территориальные потери в войне с сербами в 1991 году.
В результате столь трагического развития событий и совершенных в Боснии зверств десятки тысяч боснийских мусульман были убиты, около 18 тысяч пропали без вести, более 50 тысяч женщин были изнасилованы, а тысячи мусульман оказались пленниками концлагерей, мало чем отличающихся от Освенцима. Свыше миллиона человек стали беженцами, а сколько тысяч мусульман получили ранения, сколько сейчас покоится в разбросанных по всей стране братских могилах – не поддается счету.
Все эти зверства и преступления против человечности, этнические чистки, а также артиллерийский обстрел переполненного народом рынка в Сараево, в результате чего погибло более 70 мирных жителей (это случилось в феврале 1995 года), попали в заголовки мировых СМИ. Последняя трагедия окончательно переполнила чашу терпения, и вскоре Запад вмешался.
Спустя два месяца трехсторонних переговоров (в которых участвовали боснийские сербы, хорваты и мусульмане), проходивших на американской базе в Дейтоне, 21 ноября 1995 года был, в конце концов, подписан «мирный план». Как следствие его реализации Боснии-Герцеговине предстояло стать единым государством, выступающим как один субъект международного права, однако состоящим из двух территорий, обладающих равными правами и наделенным широкой автономией: Мусульмано-хорватской федерации (здесь явно проявилась попытка воспрепятствовать созданию приверженцами Ислама своего государства в центре Европы) и республики Сербской. Таким образом, права мусульман Боснии оказались ущемленными.
Кроме того, в результате «мирного плана» было фактически зафиксировано положение, сложившееся на фронте после произведенных сербами во всех частях Боснии-Герцеговины, и в особенности – в ее восточных районах, этнических чисток. Таким образом, новое государство было обречено на нестабильность.
Безусловно, умерших во время этой резни уже не вернуть, и казалось бы зачем мусульманам это признание?
Это будет первым шагом на большом пути, дабы доказать, что борьба с Исламом ведётся везде. Именно с Исламом.
Но Россия упорно доказывает и убеждает, что Ислам не запрещён и мусульман никто притесняет.