Общество

Саудовский принц аль-Валид бен Талал: «Я не совершаю ошибок»

Как принц аль-Валид превратил $300 000 кредита от отца в $32 млрд личного состояния и почему он решил расстаться со своим богатством

Саудовский принц аль-Валид бен Талал заявил, что по примеру Билла и Мелинды Гейтс пожертвует на благотворительность свое состояние, которое он оценил в $32 млрд. Большую часть средств получат благотворительные организации, которые борются с последствиями катастроф и за права женщин, говорится в заявлении принца. Его дети поддержали решение отца. Активы принца будут переданы благотворительным организациям в течение нескольких лет. Осуществлять передачу будет благотворительный фонд принца Alwaleed Foundation. Ранее на благотворительность аль-Валид бен Талал в общей сложности перечислил $3,5 млрд (данные с сайта его компании Kingdom Holding Сompany; см. врез).

Достойный восхищения шаг, похвалил аль-Валида бен Талала в Twitter Билл Гейтс. На Ближнем Востоке это первый публичный отказ миллиардера от своего богатства, утверждает сотрудник британского аналитического центра Chatham House Джейн Киннинмонт. Но какая часть состояния будет передана и что собственно принц считает своим состоянием, не ясно: большинство активов аль-Валида бен Талала являются непубличными.

«Я не совершаю ошибок, – заявил аль-Валид бен Талал в интервью Vanity Fair в 2013 г. – Когда вы делаете ошибку, вы теряете $10 млн, $50 млн и $100 млн, но, когда вы теряете $200 млн, $500 млн или $1 млрд, это уже не ошибка, а грубый просчет. Да, у меня были промахи, но я извлек из них уроки и не повторяю их снова и снова».

Арабский Уоррен Баффетт – так с легкой руки журнала Time уже окрестили принца аль-Валида бен Талала. Он занимает 34-е место в списке миллиардеров Forbes, его состояние в начале июня было оценено в $27,5 млрд.

Большинство СМИ называют его самым богатым человеком на Ближнем Востоке, но, поскольку на Ближнем Востоке не принято раскрывать информацию, подтвердить или опровергнуть эти данные через открытые источники невозможно. BusinessWeek писал, что аль-Валид бен Талал может стать самым влиятельным бизнесменом мира.

Любитель роскоши

60-летний аль-Валид бен Талал всегда любил демонстрировать, насколько богат. В 2009 г. он пригласил репортера Forbes на неделю к себе в гости, чтобы показать свой 420-комнатный дворец в Эр-Рияде и слетать в Каир на личном Boeing 747. Он, вероятно, хотел произвести впечатление, чтобы журнал учел размер его богатства при составлении рейтинга. Но, по его словам, журналисты не смогли достойно оценить его богатство, и в 2013 г. принц подал в суд на Forbes за то, что указанная изданием сумма его состояния в $20 млрд не соответствует действительности. Тогда Forbes поставил его на 26-е место в рейтинге самых богатых людей.

Аль-Валид бен Талал противоречивая фигура. Некоторые считают, что его голос не имеет веса в системе принятия решений в Саудовской Аравии, что он просто тусовщик и любимец публики. Другие говорят, что он талантливый и влиятельный бизнесмен, хороший друг и надежный партнер. Люди сходятся в одном – принц очень энергичный и выносливый человек, которому часто удается добиваться того, что он хочет.

Он способен проводить многочасовые совещания со своими советниками, требуя от них детального ответа на все вопросы, которые у него возникают. В своих офисах в Эр-Рияде он окружил себя командой хорошо образованных трудоголиков.

Среди предметов его гордости – 280-футовая яхта, на которой снимались эпизоды одного из фильмов о Джеймсе Бонде, а также огромные участки земли и самолеты. По его заказу в 2012 г. для него был сделан эксклюзивный вариант самолета Airbus 380 стоимостью $485 млн, получивший название «летающий дворец». В трехэтажном воздушном лайнере есть конференц- и банкетный залы, пятикомнатные королевские апартаменты, комната для молитвы, оснащенная виртуальными молельными ковриками, автоматически ориентирующимися в направлении Мекки, а также специальный лифт на нижний этаж, где находится гараж для автомобиля Rolls-Royce, писала Arabian Business.

Неординарная личность

Многие называют аль-Валида бен Талала лицом новой Саудовской Аравии. Внешне он сильно отличается от других принцев. Он часто появляется на публике в деловых костюмах и темных очках, а не в национальной одежде. Скрупулезно следит за количеством поглощаемых калорий – не более 1100 в день. И активно выступает за эмансипацию женщин. В Саудовской Аравии женщинам запрещено водить автомобиль. Он наперекор всем традициям впервые в истории Саудовской Аравии посадил женщину за штурвал самолета – нанял пилота-женщину для управления его собственным частным джетом.

Одна из его медиакомпаний финансировала фильм Wadjda – первый полнометражный фильм, режиссером которого также была женщина. Этот фильм был показан в Каннах. Но некоторые говорят, что его выступления за права женщин не что иное, как стремление набрать побольше очков в глазах Запада.

Социальный и политический статус принца очень высок, утверждает Киннинмонт из Chatham House. В его записной книжке есть телефоны первых лиц многих стран, компаний и поп-звезд. Известно, что он первым направил sms Карле Бруни, когда Николя Саркози проиграл президентские выборы в 2012 г.

Он известен и громкими политическими и экономическими заявлениями. Он говорил о том, что саудовская монархия должна реформироваться и что сланцевая революция способна радикально изменить статус нефтедобычи. Нефть никогда не вернется к $100 за баррель: эта цена была искусственной и некорректной, заявлял он. Решение Саудовской Аравии не сокращать добычу нефти в прошлом году он назвал разумным и хитрым: если бы Эр-Рияд сделал это, потерял бы долю рынка в пользу других стран.

Некоторые его заявления и вовсе шокируют. В их числе было обещание купить Bentley каждому летчику, который принимал участие в воздушной операции в Йемене против шиитских повстанцев-хуситов. «Чтобы выразить признательность сотне саудовских пилотов, я был бы рад подарить им 100 автомобилей Bentley», – написал он в Twitter. Позднее пост был удален, однако издание International Business Times успело сделать скриншот и опубликовало его. Обещание принца, как отмечает издание, разозлило многих пользователей соцсети, и в первую очередь йеменцев, дома которых были разрушены, многие потеряли близких в длящихся почти месяц бомбардировках. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Йемене погибло 1080 человек, свыше 4000 пострадали. Ряд блогеров возмутились, что миллиардер попытался вдохновить военнослужащих на боевые действия материальным вознаграждением.

Он иногда шел и против политического мейнстрима. Например, он помогал главному акционеру News Corp. Руперту Мердоку в сложные моменты. Аль-Валид использовал свою долю в News Corp. для поддержки Мердока во время скандала 2011–2012 гг., связанного с незаконной прослушкой телефонов в Великобритании. По данным Kingdom Holding Company (KHC), компания планомерно распродавала пакет в течение 2014 г. Минюст США в итоге отказался предъявлять обвинения в незаконных корпоративных практиках против News Corp. и 21st Century Fox в связи с подозрением в прослушке и подкупе должностных лиц. Но от громкого политического актива принц в итоге избавился, продав свою долю в 6,6% в News Corp. за $188 млн в феврале этого года.

В бизнесе для арабского принца нет границ. В Four Seasons Hotels у него в партнерах есть и Билл Гейтс, и Айседор Шарп, основатель Four Seasons Hotels. В своей книге «Правила жизни» Шарп вспоминал яркий эпизод: как он прилетел на переговоры к аль-Валиду, остановился перед его огромной яхтой и задумался: я – сын бедного еврейского иммигранта, он – королевских кровей, веками наши народы вели войны, он гораздо моложе меня, но теперь мы можем стать партнерами.

Шарпу принадлежит 5% в Four Seasons Hotels, остальное делят между собой два других партнера-благотворителя – Гейтс и аль-Валид.

Тайна состояния Бедного принца

Аль-Валид бен Талал – внук основателя Саудовской Аравии короля Абдул-Азиза бен Сауда и племянник нынешнего короля Салмана. Клан аль-Саудов насчитывает более 1000 принцев и принцесс, с 1932 г. династия является правящей, аль-Валид бен Талал – самая известная публичная фигура династии.

Он родился в 1955 г. в Эр-Рияде, отец был одним из принцев Саудовской Аравии и министром финансов страны, мать – дочерью премьер-министра Ливана. Родители развелись, когда ребенку было три года. До 11 лет он жил в Бейруте, образование получил уже в США. В 1979 г. он окончил бизнес-школу Менло (Калифорния) со степенью бакалавра делового администрирования. В 1985 г. получил степень магистра в области социологии в Сиракузском университете в Нью-Йорке.

Дети и бывшие жены

Аль-Валид бен Талал был женат два раза (информация с сайта KHC). Но в интервью сам аль-Валид бен Талал говорил, что у него было четыре жены: первые три брака были неудачными, но он продолжает поддерживать отношения с бывшими женами и детьми. С четвертой женой, принцессой Амирой, они познакомились, когда она брала у него интервью для школьной газеты. Ей на тот момент было 18 лет. С Амирой (на фото) у него была разница в возрасте 30 лет. С ней он, впрочем, тоже развелся в 2013 г. И с тех пор прекратил жениться.

Аль-Валид бен Талал утверждает, что сделал себя сам: отец подарил ему всего лишь дом и выделил $30 000 на образование и еще $300 000 – в виде кредита. Принц никогда не рассказывал, каким образом ему удалось быстро разбогатеть. Талантливым фондовым инвестором он точно не был: большинство его успешных вложений связано со сделками с недвижимостью и политикой, пишет Business Insider.

Как написано на сайте его компании, миллиардером принц стал в 31 год, скупая акции и здания знаменитых отелей – сейчас KHC владеет пакетами акций в Apple, Twitter, Citigroup, Canary Wharf, Time Warner, долями в отелях George V, Savoy, Four Seasons и Mоvenpick. Капитализация его компании КНС сейчас составляет $19,8 млрд.

Часть своих активов принц контролирует именно через КНС, председателем которой является. Часть активов принадлежит ему напрямую, их структура также тайна за семью печатями. Принц их называет «личными инвестициями».

Бизнес-интересы

Первую компанию принц основал в 1980 г. в возрасте 25 лет. Сначала она называлась Kingdom Establishment for Commerce & Trade, в 1996 г. была переименована в Kingdom Holding Сompany. С момента создания основные инвестиции принц делает через КНС. Компания постепенно расширяла свою деятельность и тщательно подходила в выбору отраслей промышленности, говорится на ее сайте. Она стала публичной в 2006 г., за счет продажи части акций на бирже принц выручил $400 млн.

Первые инвестиции КНС были сделаны в недвижимость и активы в банковской сфере. Все они оказались прибыльными, говорится на сайте KHC. Первой публичной инвестицией принца была покупка 4,7% акций Citigroup в 1991 г., когда банк находился на грани краха. Когда Сitigroup вышел из кризиса и стал вновь прибыльным, менеджмент банка предложил принцу увеличить его долю в Сitigroup, потратив на это $590 млн.

В 1987 г. принц заинтересовался медиарынком и основал многопрофильную компанию Rotana Entertainment, в которую вошли кинокомпания, теле- и радиоканалы, печатные издания и звукозаписывающая студия.

В 1988 г. он расширил банковский портфель активов за счет покупки контролирующей доли в United Saudi Commercial Bank.

В 1994 г. заинтересовался отельным бизнесом: KHC купила 50% в Fairmont Hotels & Resorts и 22% в Four Seasons Hotels. В том же году принц купил 24% в парижском Диснейленде за $345 млн.

Kingdom Holding Company

Инвестиционная компания
Акционеры (данные Bloomberg на 5.07.2015): принц Аль-Валид бен Талал бен Абдулазиз аль-Сауд (95%), 5% в свободном обращении. Капитализация – $19,8 млрд (данные на 8.07.2015). Финансовые показатели (2014 г.): выручка – 2,1 млрд риялов ($567,5 млн), чистая прибыль – 869,1 млн риялов ($231,7 млн). Компания владеет долями в Fairmont Hotels & Resorts (50%), Four Seasons Hotels & Resorts (22%), Disneyland Paris (24%), а также в отелях George V в Париже и Savoy в Лондоне. Инвестирует в девелоперские проекты в Эр-Рияде и Джидде (элитное жилье, торговый центр и больница), финансовые корпорации (Citigroup), авиацию (NAS Saudi Arabia), нефтехимическое производство (TASNEE), медиа (Time Warner, Saudi Research & Marketing Group), социальные сети (Twitter), сельское хозяйство (Kingdom Agricultural Development Company).

В 2013 г. в интервью «Ведомостям» основатель Four Seasons Hotels Айседор Шарп говорил об аль-Валиде: «Мой бизнес-партнер принц аль-Валид стал одним из лучших моих друзей, он прекрасно меня принимает, когда я приезжаю в Эр-Рияд. И новый Four Seasons в Торонто стал возможен только потому, что принц аль-Валид купил здание старого отеля, что позволило нам начать строительство нового, и он же стал владельцем нового здания отеля. Когда мы только начинали с ним бизнес, он спросил меня: «На какой тип сотрудничества вы рассчитываете?» Я ответил: «На партнерство». «Нет, – сказал он. – Это будет больше, чем партнерство, это будет альянс». И доказал это делом».

В 1995 г. принц вложился в строительство нового лондонского сити Canary Wharf (размер инвестиций не разглашается). В 1998 г. KHC начала активно заниматься девелоперским проектом «Королевский город» – элитный жилой, торговый и офисный комплекс в Эр-Рияде. Строительство было завершено в 2002 г., небоскреб высотой 302 м был на тот момент самым высоким строением на Ближнем Востоке.

В 2011 г. КНС купила акции Twitter на $300 млн. Принц и сам активно пользуется этим ресурсом, делясь через него своими мыслями. У него большая аудитория – 3,35 млн читателей.

Не альтруист

С 2000 г. принц занялся проектами в сфере образования и открыл первую частую школу в Эр-Рияде. Тогда же КНС активно стала заниматься благотворительностью, начав с гранта в $0,5 млн американскому стипендиальному фонду George Herbert Walker Bush. Позднее принц стал отчислять деньги Американскому университету в Каире, британскому университету Exeter, Гарвардскому и Джорджтаунскому университетам. В 2004 г. он стал направлять деньги на помощь жертвам природных катаклизмов – цунами в Азии, землетрясения в Пакистане и др. На сайте КНС говорится еще об одной благотворительной акции – покупке 5000 компьютеров для Туниса.

Некоторые из бывших сотрудников принца в интервью изданию Business Insider утверждают, что его благотворительная деятельность – никакой не альтруизм, а холодный расчет, цель которого – создать благоприятный образ и в конечном итоге способствовать наращиванию его бизнеса. «Он филантроп, но все его благотворительные акции делаются исключительно для прессы, – цитирует издание одного из бывших сотрудников, который работал у него пять лет. – Я ездил с ним в каждую африканскую страну. На пожертвования деньги раздавались мешками – миллионами долларов. Но когда мы возвращались в любую из стран два-три года спустя, оказывалось, что мы собираемся там строить гостиницу. Все, что делает аль-Валид, он делает по какой-то причине, а не просто так».

Использованы материалы WSJ и FT

подписаться на канал
Комментарии 0