Конфликт недельной давности, возникший 29 мая на пятничной молитве в ингушском селении Насыр-Корт, разгорелся с новой силой. Многие из присутствовавших уверены, что вмешаться в конфликтную ситуацию пришлось не полиции, а УФСБ по Республике Ингушетия. Если это действительно так, то возникает еще больше вопросов…
Нападки на имама
Заявление имама местной мечети Хамзата Чумакова о ненадобности коллективной полуденной молитвы в пятницу после пятничного намаза было воспринято агрессивно некой группой людей.
После этого начала распространяться информация, что в Насыр-Корте звучат публичные призывы силой сместить Чумакова с поста имама мечети, буквально выгнав его на очередной пятничной молитве 5 июня.
Сторонники Чумакова направились к руководителю одного из тарикатов, который якобы и являлся автором высказывания. Получить разъяснения по поводу столь резких выпадов не получилось.
Диалог как таковой не состоялся – прямо на месте возник конфликт, сопровождавшийся, по словам участников, выстрелами в воздух.
Позже в Сети начали распространяться призывы поддержать имама – приехать на очередную пятничную молитву и помочь не допустить силовой акции со стороны агрессивно настроенных провокаторов.
«Из братской Ингушетии пришло сообщение о том, что в эту пятницу на уважаемого и любящего мусульманами Северного Кавказа, имама Насыр-Кортской мечети Ингушетии, шейха Хамзата-Хаджи Чумакова планируется очень подлая и низкая провокация! Хамзат всегда был с нами, защищал Ислам и его основы, был рядом, открыто излагая свои мысли, основываясь на Коран и Сунну!
Мусульмане должны мирным путем и с помощью предусмотренных правовых процедур воздействовать на власти, чтобы те выразили порицание и привлекли к ответственности тех, кто проявил неуважение к шейху Хамзату-Хаджи Чумакову, потому что намеренно порочить уважаемого человека – это грех, с которым нельзя мириться. Призываем братьев из Чеченской Республики и Дагестана поехать в пятницу утром в Ингушетию и поддержать шейха!» – говорится в сообщении.
Евкуров против провокаций
Следом с обращением к прихожанам той же мечети обратился и глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.
«Обращаюсь ко всем прихожанам центральной мечети Насыр-Кортского административного округа города Назрани, планирующим принять участие в завтрашней пятничной молитве, не дать себя вовлечь в совершение противоправных действий, которые могут привести к непредсказуемым последствиям», – написал он на своей странице в Facebook.
Примечательно, что, по мнению Евкурова, провокации могли состояться «в связи с возможным присутствием там представителей официального духовенства Республики Ингушетия».
«В случае, если кто-либо во время завтрашней молитвы предпримет меры по нагнетанию обстановки и разжиганию внутриконфессиональной розни, то со стороны правоохранительных органов последует незамедлительная реакция», – предупредил глава Ингушетии.
«Власть не позволит ущемлять религиозные общины, действующие в республике, и тем более официальное духовенство. Имам мечети должен обсуждать религиозную тематику и не смешивать свою проповедническую деятельность с политикой», – подчеркнул он.
Конфликта избежать не удалось
Хамзат Чумаков решил и сам обратиться к жителям республики. Имам рассказал, что в мечети уже состоялась встреча, на которой присутствовали представители духовенства республики и сотрудники администрации главы республики, в ходе которой были улажены все недопонимания. Чумаков попросил не обращать внимания на спекуляции и «вбросы» в интернете, носящие провокационный характер, и пригласил всех верующих принять участие в пятничной молитве.
Сегодня появилась информация о том, что во время пятничной молитвы в мечети Насыр-Корта произошли столкновения между прихожанами, а сама мечеть окружена силовиками.
Как видно из видеоролика, распространенного одним из прихожан мечети, группа людей проходит к месту, где Хамзат Чумаков ведет свою проповедь, и начинает молитву. По окончанию намаза один из них встает и делает резкое движение в сторону имама, после чего в мечети начинается паника.
Сторонники Чумакова хватают неизвестного и чуть ли не силой выдворяют из мечети.
Один из очевидцев рассказывает, что выдворенным из мечети оказался не кто иной, как муфтий Ингушетии Исса-хаджи Хамхоев, который, по его словам, подошел к Чумакову и толкнул его.
В дело пришлось вмешаться силовикам, утихомирившим толпу шумовыми и дымовыми гранатами. Чумакова увели сторонники, а остальные прихожане просто разошлись.
Нужно понимать, что Хамзат Чумаков при всех его ненавистниках и сторонниках – феноменальное явление в новейшей истории Северного Кавказа, его проповеди слушают и изучают верующие не только Ингушетии, но и ряда других соседних республик, представители которых, как сегодня выяснилось, также присутствовали в мечети Насыр-Корта.
Имам слишком популярен?
Популярность Хамзата в самой республике уже не в первый раз приводит к возникновению проблем с властями, которые недовольны таким количеством последователей, преданных и готовых на многое.
Все усугубляется тем, что в отличие от многих имамов, Чумаков иногда позволяет себе критиковать отдельные негативные явления во власти, будь то коррупция или какие-либо иные скандалы.
Власти неоднократно делали ему замечания: мол, это не твое дело, ограничься религией и в мечети у себя говори про нее, а в политику, в социалку не лезь.
Чумаков отвечает просто: «Извините, это все взаимосвязано. Вы наша власть, мы вас выбираем, назначаем, вы перед нами ответственны. Мы мечеть с политикой пока разделить не можем, потому что приходят и нас, имамов, просят сказать людям: заплатите за ЖКХ, налоги, платежи. Почему же мы не можем к вам обращаться, когда что-то скандальное выясняется во власти?»
Другой момент связан с духовенством республики, которое, судя по всему, откровенно раздражено. Видя, какую популярность завоевывает имам, они активно пытаются противодействовать – попытками то закрыть мечеть на реконструкцию, а то и вовсе ее отнять.
Здесь можно вновь вернуться к проповедям имама, которые записываются его сторонниками и заливаются в Сеть. Секрет популярности прост: зачастую молодежь находит больше «своего» в доводах Хамзата Чумакова по тому или иному актуальному вопросу, которые не совпадают с позицией официального духовенства.
Одним из таких показательных моментов является ситуация, возникшая в прошлом месяце в Магасе на Международной богословской конференции, инициаторами которой, отметим, стали власти и официальное духовенство.
Генсеку Всемирного союза мусульманских ученых, шейху Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги был задан ряд спорных вопросов, разные мнения по которым имело и духовенство республики, и сам Чумаков. Ответы авторитетного шейха аль-Кардаги полностью соответствовали позиции Чумакова, что стало легким шоком в республике и поводом для разговоров.
Полиция, не похожая на полицию
И вот спустя почти месяц возникает ситуация с полуденным намазом в мечети.
Коллективная пятничная молитва (Джума-намааз) является обязательной для любого верующего мусульманина. Совершается же она именно в пятницу – и именно во время полуденной молитвы в мечетях. Однако почему-то именно на Кавказе этот момент чаще всего оспаривается.
Например, дебаты о том, нужно ли после пятничной молитвы в мечети совершать полуденный намаз, часто проводились в еще охваченной войной Чечне, и их итогом становились взаимные обвинения в приверженности как «нововведениям», так и «ваххабизму».
Так или иначе, у этого вопроса есть нюансы. Чумаков, будучи имамом мечети и исходя из своих знаний, выстроил линию, которой придерживались большинство прихожан. Что и было высказано в претензии недовольных (как отмечают свидетели, не из числа постоянных прихожан) к тому, почему имам не поддерживает совершение дополнительного полуденного намаза. Проповедник подчеркнул, что он не против того, чтобы кто-либо совершал дополнительную молитву. Потасовок никаких не было, верующие разошлись. Тем не менее инцидент был освящен региональным ТВ.
Еще более странным на этом фоне выглядит обращение Евкурова, одним из достижений которого по праву считается стабилизация общественно-политической ситуации в республике.
В своем обращении он почему-то делает акцент на том, что в мечеть могут приехать представители муфтията и что кто-то может помешать им совершить молитву. И тут же грозит задействованием силовиков.
Кстати, касаемо силовиков. Экипировка сотрудников, участвующих в «утихомиривании» обычных невооруженных прихожан мечети, не совсем похожа на МВДшную. Более того, многие из присутствовавших во время инцидента уверены, что вмешаться в конфликтную ситуацию пришлось не полиции, а именно УФСБ по республике Ингушетия. Если это действительно так, то возникает еще больше вопросов.