Инцидент в ингушском селении Насыр-Корт может привести к закрытию местной мечети. Об этом заявил глава республики Юнус-Бек Евкуров. Напомним, известный в Ингушетии проповедник Хамзат Чумаков после проповеди 29 мая подвергся критике со стороны официального духовенства республики. Все последующие дни начала распространяться информация, что на предстоящем коллективном пятничном намазе в сельской мечети, имамом которой является Чумаков, готовится провокация.
Скандальная хутба
В дело пришлось вмешаться главе республики Юнус-Беку Евкурову, который предостерег прихожан от провокационных действий, подчеркнув, что за порядком у мечети будут следить представители правоохранительных органов.
Тем не менее, избежать конфликта не удалось. Во время пятничной проповеди в мечеть вошла группа людей во главе с муфтием республики Исой Хамхоевым, который внезапно попытался отобрать микрофон у Чумакова. В ответ последовала немедленная реакция прихожан, которые буквально силой выдворили муфтия и его окружение из мечети. Успокаивать верующих, используя шумовые и дымовые гранаты, вызвались дежурившие здесь с утра силовики.
Свое появление в мечети Хамхоев объяснил тем, что его пригласили верующие села, недовольные нынешним имамом.
«Меня пригласил джамаат Насыр-Корта и призвал навести порядок. Люди терпели его, но когда Чумаков начал выходить «за рамки», говорить неприемлемые вещи, оскорблять их тарикаты, они с такими проповедями согласиться не могли», – сказал муфтий Ингушетии.
По мнению муфтия Чумакова «имамом никто не назначал, да и проповедовать он стал, захватив мечеть, ни у кого не спрашивая», посему «должен уступить место имаму Рустаму Чахкиеву».
Вскоре после в сети появилось обращение и самого Хамзата Чумакова к жителям Ингушетии.
«Жители республики, мусульмане, должны запомнить события 5 июня в мечети Насыр-Корт как черную страницу в истории ингушского народа. Причиной тому являются действия некоторых провокаторов, которые попытались схлестнуть между собой две группы верующих людей.
Если бы у злоумышленников получилось довести задуманное до конца, могла бы пролиться кровь. И потребовалось бы немало лет, прежде чем эти люди примирились друг с другом», – заявил он.
Чумаков подчеркнул, что на «это не смогли бы пойти люди, которые любят и сопереживают этой республике».
Имам отметил, что о готовящейся провокации было известно заранее, и во избежание трагических последствий им и его сторонниками были предприняты все меры оповещения, вплоть до обращения к руководству республики.
«Я не пытаюсь себя очистить, но обязан отметить, что я, мое окружение и родственники сделали все возможное для недопущения этого конфликта: мы уведомили главу республики, Совбез, замминистра МВД и других структур. Все в курсе этой ситуации. На имя главы республики было написано заявление, подписанное пятнадцатью учеными-богословами.
Какие бы действия мы ни предпринимали, повлиять на этих людей и предотвратить их действия нам не удалось. Никто до сих пор не может понять, чего они добивались, вторгнувшись в мечеть и проведя провокацию», – подчеркнул Чумаков.
Он также отверг все обвинения Хамхоева, касаемые оскорбления тарикатов.
«Обвинения в том, что я против тариката, клянусь, что это неправда. Ни одна пятница в мечети Насыр-Корта не проходит без молитв и зикров прихожан, каких бы религиозных взглядов они ни были. Все, кто распространяет подобную ложь, – провокаторы, враги Всевышнего и всей республики».
Чумаков подверг жесткой критике попытку прервать проповедь, которую Хамхоев объяснил желанием «взять микрофон и обратиться к прихожанам».
«Народ должен знать, что у вас нет ни чести, ни совести. В истории нет ни одного случая, чтобы немусульманин, будь он агентом на задании, НКВДшником или кем-то еще, посмел бы при скоплении такого количества верующих подойти к имаму и прервать проповедь, отняв микрофон. Такого себе не позволит ни один порядочный христианин, не говоря уже о муфтии», – заявил имам мечети.
Конфликт давно минувших дней
Чумаков рассказал о предыстории конфликта с Исой Хамхоевым, который, как выяснилось, продолжается с конца 2000-ых. Отвечая на обвинения Хамхоева «о своевольном захвате мечети», имам совершил небольшой экскурс не только по периоду, когда муфтий занимал должность в духовном управлении мусульман Ингушетии, но и когда тот был главой администрации селения Насыр-Корт.
По словам Чумакова, именно личная неприязнь и амбиции Хамхоева чуть не стали причиной кровавой трагедии, которая могла полностью дестабилизировать мирную обстановку в регионе.
Также в сети появилось заявление Хамзата Чумакова на имя президента России Владимира Путина и глав силовых ведомств, в котором он просит принять «срочные меры по недопущению возможной эскалации конфликта в регионе». Муфтия Ису Хамхоева в документе предлагается привлечь к уголовной ответственности за организацию «массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием и нарушением прав на свободу совести и вероисповедания».
Евкуров-примиритель
Выдержав паузу в пару дней, прокомментировал накалившуюся обстановку вокруг ситуации в Насыр-Корте и глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.
Евкуров напомнил, что ни один человек, несмотря на свои претензии, не имеет морального права нападать на представителей государственных органов, в том числе и религиозных авторитетов.
Он также отметил, что уже пообщался с обеими сторонами спора и призвал их простить друг друга, заявив, что в противном случае мечеть будет временно закрыта.
«Я хочу напомнить, что мечеть – это не место для разборок и решения злободневных вопросов, мечеть – это место, куда каждый прихожанин приходит выполнить свои обязательства перед Всевышним», – сказал он.
Сотрудникам Совбеза поручено проанализировать видеосъемки конфликта с лицами нарушителей, появившиеся в социальных сетях.
«Всех этих молодых людей и их родителей нужно пригласить на профилактическую встречу, подключить к разговору Совет тейпов и правоохранителей. Участники беспорядков должны понимать, что за такие действия рано или поздно они понесут наказание», – подчеркнул Евкуров.
Ни в Совбезе Ингушетии, ни в пресс-службе главы республики выяснить, насколько конфликт можно считать закрытым, не удалось. Как и неизвестно, к чему может привести решение закрыть мечеть, если конфликт получит продолжение. Все покажет следующая пятница – последняя перед священным для мусульман месяцем Рамадан.