Видеообращение бывшего командира таджикского спецназа Гулмурода Халимова, в котором он объявил, что присоединяется к "Исламскому государству", вызвало тревогу в Центральной Азии, где возобновились разговоры об угрозе, которую эта группировка несет для региона.
Некоторые выражают опасения, что Центральная Азия может пойти по пути радикализации, как Афганистан, Ирак и Сирия.
По разным оценкам, к группировкам исламских боевиков в Сирии присоединилось от 1500 до 4000 жителй Центральной Азии.
Многие из них - из числа гастарбайтеров, тысячами отправляющихся на заработки за границу, преимущественно в Россию. Эти люди особенно подвержены джихадистской пропаганде.
Дискриминация, несправедливость и тяжелые условия труда, с которыми сталкиваются выходцы из Центральной Азии, создают благодатную почву для тех, кто ищет добровольцев.
Гулмурод Халимов был прекрасно об этом осведомлен и поэтому в своем видеообращении напрямую взывал к таким трудовым мигрантам.
"Работая в России, вы стали рабами кафиров [неверных]… Для них вы чурки, ничего более… Присоединяйтесь к джихаду, приезжайте в "Исламское государство". Оттуда сюда попасть легче", - призывал единоверцев беглый командир таджикского спецназа.
"Чужое дело"
Мир соцсетей, в котором циркулируют подобные видеозаписи и обращения, играет важную роль в процессе набора добровольцев.
Он служит полезным инструментом для боевиков при общении с их потенциальными последователями.
И все же, по словам редактора сайта Registan.net Ноа Такера, ничто не может сравниться с прямым контактом.
"Люди, которых завербовали в деревне или в школе, могут, в свою очередь, завербовать тех, с кем они общались", - поясняет Такер.
Но почему граждане Центральной Азии готовы ехать за тысячи километров и сражаться за дело, которое чуждо для подавляющего большинства жителей в их светском регионе?
По словам Такера, у каждого есть свои личные мотивы.
"Однако объединяющим мотивом для Центральной Азии является, на мой взгляд, то, что молодые люди хотят принадлежать к чему-то большему в ситуации, когда сами они ощущают себя одинокими и изолированными, - полагает Такер. - Они ищут смысл жизни, что-то значительное, частью чего они могли бы стать".
Только по официальным данным, к боевикам в Сирии примкнули около 300 казахов, около 350 жителей Киргизии и 380 граждан Таджикистана. Они присоединились к различным вооруженным группировкам, в том числе и к тем, которые состоят из этнических узбеков.
При этом одни джихадисты из Центральной Азии, воюющие в Сирии, присягнули на верность "Фронту аль-Нусра", а другие вступили в альянс с его соперником, "Исламским государством".
"Праведный путь"
По мнению руководителя проекта Международной кризисной группы в Центральной Азии Дейрдры Тайнан, в идеях ИГ видят привлекательную альтернативу репрессивным режимам.
"Главная причина, по которой люди присоединяются к ИГ, на мой взгляд, заключается в том, что они разочарованы в происходящем у себя на родине, - считает Дейрдре Тайнан. - Для политических или общественных идей в Центральной Азии нет сколь-нибудь значительного выхода, а "Исламское государство" представляется куда более привлекательным и праведным вариантом".
Впрочем, по словам Джона Хезершоу из Эксетерского университета, к Гулмуроду Халимову присоединилось лишь несколько его товарищей, если таковые вообще были, и "не ясно, отражает ли его бегство какую-то тенденцию".
"У нас нет причин ожидать, что по его стопам пойдут фигуры схожего калибра. И уж точно это не стоит воспринимать как часть распространяющегося процесса радикализации общества, - подчеркивает Джон Хезершоу. – Мы мало что знаем о том, почему люди предпочитают вступать в ИГ, и нам не следует придавать особого значения их собственным объяснениям. Более того, эти люди представляют очень незначительное меньшинство".
Другие аналитики также отмечают, что эта угроза ограничена, но специально раздувается местными властями, чтобы ослабить оппозицию.
Так, Ноа Такер утверждает, что в Таджикистане были предприняты "соркестрованные усилия", чтобы связать в сознании людей "Исламское государство" и главную оппозиционную Партию исламского возрождения.
Президент Таджикистана Имомали Рахмон даже назвал "Исламское государство" "чумой нашего века, которая представляет угрозу глобальной безопасности".
"Эти молодые люди, возвращаясь домой, вносят в общество нестабильность", - заявил Рахмон.
Риторика боевиков лишь подтверждает эти опасения.
В одном из видеороликов узбекской исламистской группировки "Джамаат Имам Бухари" кадры военной подготовки сопровождаются песней со словами "Мы завоюем Шом [Сирию]" и "Мы вернемся в Узбекистан". На других видео боевики заявляют, что они "отправятся в Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и куда угодно".
Показательно, что и Гулмурод Халимов обещал вернуться в Таджикистан и устроить там "побоище".
Группировки из Центральной Азии, воюющие в Сирии
- Крупнейшей узбекской группировкой в Сирии является "Джамаат Имам Бухари", силы которой сосредоточены в Алеппо
- Группа поменьше, которая состоит преимущественно из этнических узбеков, называется "Таухид валь-Джихад" и действует в провинции Идлиб
- В группировку "Джамаат Сайфулла Шишани" входят преимущественно дагестанцы и чеченцы, а руководит ею этнический узбек Абу Убайда аль-Мадани
- Одной из старейших в Центральной Азии группировок боевиков считается Исламское движение Узбекистана (ИДУ), которое взяло на себя ответственность за дерзкое нападение на международный аэропорт Карачи. ИДУ также присягнуло на верность "Исламскому государству", однако считается, что боевиков этой группировки в Сирии нет