Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) имеет шансы не только выжить в условиях оккупации, но и получить от «новой» власти определенные преференции. Говорят, что даже здание, отобранное московскими пришельцами у Меджлиса крымскотатарского народа, уполномоченные Кремля на полуострове могут передать ДУМК. И это при том, что руководитель Духовного управления муфтий Эмирали Аблаев является членом Меджлиса крымскотатарского народа. Чтобы избежать обвинений в нелояльности, ДУМК дистанцировался от Меджлиса и выбрал себе роль «защитника мира» – универсальной, общечеловеческой ценности.
Оккупанты поставили ДУМК перед выбором: сотрудничество с властью или вытеснение на обочину и замена абсолютно лояльным, недавно созданным «Таврическим муфтиятом». Его адепты, объединенные под наблюдением известного российского борца с «ваххабизмом» Романа Силантьева, лезут из кожи вон, чтобы доказать россиянам свою нужность. У них своя «фишка» – борьба с «терроризмом». Они строчат доносы, клеймя представителей ДУМК как «экстремистов» и покровителей тех же мифических для Крыма «ваххабитов».
«Таврический муфтият» – фактически кнут, которым оккупанты принуждают к покорности ДУМК. Эта организация – наследник «Духовного центра мусульман Крыма», который действовал во времена режима Януковича и был «дочерней» структурой Духовного управления мусульман Украины – ДУМУ (Киев). Возглавляет ДУМУ профессиональный борец с «терроризмом» и «экстремизмом» Ахмед Тамим. Его стиль, собственно, как и всех представителей течения так называемых «хабашитов», заключается в том, чтобы любой ценой в неисламских государствах приблизиться к власти и занять позицию единственного выразителя мусульман и борца с «терроризмом» и «исламским экстремизмом». Так делает Тамим, так делают и его «соратники» в Крыму. Правда, в Ливане, где находится главный двор «хабашитов», они имеют свои вооруженные отряды, которые по украинским критериями являются незаконными вооруженными формированиями.
В то время, когда Крым был в Украине не только «де-юре», только эти два объединения мусульман – ДУМУ и ДУМК – входили во Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций. Участие в совете дает возможность доступа к первым лицам государства. А также возможность решать с их помощью вопросы финансового и материального плана.
Система духовных управлений была создана во времена российской императрицы Екатерины Второй на землях, завоеванных у мусульман. И была предназначена для осуществления государственного контроля за религиозной жизнью последователей ислама. Советский Союз унаследовал эту систему контроля. А потом она перешла к независимым постсоветским государствам. Особенности ислама позволяют верным соблюдать требования религии практически без каких-либо институтов и посредников. Поэтому «духовные управления» нужны только светской власти для контроля над верными, которые по тем или иным причинам прибились под крышу «муфтията». Предоставление участка под мечеть или кладбище реально получить только зарегистрировавшись как официальная структура.
Намаз – обряд молитвы в исламе
Хотя сегодня Украину и Россию разделяет линия фронта, по обе его стороны царит общий подход к организации государственно-религиозных отношений. Чиновники в Киеве и в Москве родом из Советского Союза. Они не способны представить, что верующие, и мусульмане в частности, могут быть партнерами и союзниками государства. Поэтому светская власть предпочитает контролировать и командовать. Об этом свидетельствует и тот факт, что ДУМУ, которое в Крыму фактически заложило основы коллаборационистской структуры под названием «Таврический муфтият», в одинаково хороших отношениях и с предыдущей, и с нынешней украинской властью. И даже финансирование ДУМУ бизнесменами, близкими к Рамзану Кадырову, не стали препятствием для этого. Ведь Тамим выстроил структуру вполне понятную чиновникам, некую мусульманскую «церковь».
В Крыму оккупанты вроде бы решили передать все здания мечетей в подчинение ДУМК. И вовсе не из любви к этому Духовному управлению. Просто в Кремле, как и на Банковой в Киеве, понимают только одну форму организации верующих – церковь. Поэтому говорят с тем муфтием, который смог выстроить соответствующую структуру. А в случае ее неповиновения под рукой есть готовые на все «грицианы таврические».
Анвар Деркач, журналист, бывший главный редактор информагентства УММА
http://www.kommersant.ru/doc/2749479