Центральные СМИ комментируют указ Владимира Путина, согласно которому к государственной тайне отныне относятся сведения о потерях во время специальных операций в мирное время.
Комментируя положения указа, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что его появление не связано с ситуацией на Украине. "Происходит совершенствование законодательства в области гостайны, в данном случае, по мнению соответствующих ведомств, подобный режим секретности наилучшим образом соответствует государственным интересам", - приводит его комментарий газета "Коммерсант".
"Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, будет караться по всей строгости закона", - отмечает в статье на эту же тему "Независимая газета". Газета отмечает, что до этого момента разглашению не подлежали только боевые потери в ходе войны – такое положение было утверждено президентским Указом №1203 от 30 ноября 1995 года. "Что же заставило ужесточить законодательство о гостайне?" – задается вопросом НГ.
"Москва пытается скрыть факты, подтверждающие участие российских войск на юго-востоке Украины", - приводит газета мнение официального Киева. "Действительно, получилось не очень изящно, - считает "Независимая". – [...] явно несвоевременный указ отдельные граждане, наделенные избыточной впечатлительностью, вполне могут расценить как доказательство российского военного присутствия на суверенной украинской территории. Можно не сомневаться, что именно так и произойдет".
Член комитета по обороне Франц Клинцевич считает, что с учетом новых реалий" указ о причислении к гостайне сведений о потерях Минобороны РФ в мирное время закономерен. По его мнению, предать гласности данные о потерях во время спецоперации – значит "все рассказать о ее характере, силах, которые в ней были задействованы, а сегодня это, мягко говоря, нецелесообразно".
"Насколько известно, - рассуждает газета, - различные спецоперации в России проходят по нескольку на день. При этом случаются и жертвы, о чем регулярно сообщают СМИ. Но если данные о потерях в мирное время засекретили, стало быть, речь идет о "предчувствии большой войны. Например – с "Исламским государством" или Украиной".
"Этот указ является фактически признанием того, что Россия уже воюет в Украине, – и по-другому это изменение трактовать нельзя. Кроме того, из-за секретности невозможно будет выявить количество военнослужащих, погибших в мирное время из-за безобразий в армии, фактически этим указом дается карт-бланш на полное закрытие армии от общества", - считает депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Александр Кобринский.
По мнению лидера партии "Яблоко" Сергея Митрохина, последний указ Владимира Путина – это "угроза политических преследований для всех, кто пишет о военных действиях, так что любой может попасть под статью о госизмене, которая в новой редакции прописана очень расплывчато и широко".
Если же обратиться к мировой практике, то ничего нового в указе о запрете сообщать о боевых потерях в мирное время нет, отмечает НГ. "Эти данные никогда не публиковались, – утверждает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – У американцев, например, действия сил специального назначения засекречены абсолютно, о них ничего не известно в любое время – мирное или военное".
"Потери убираются из сферы зрения общества – нет военнослужащих, нет погибших, нет войны. А если нельзя посчитать, то значит, этого не существует – это еще один шаг к созданию мифологической реальности", - это газета "Ведомости" приводит мнение члена президентского Совета по правам человека Сергея Кривенко.
Кроме того, непонятно, почему в мирное время нельзя говорить о потерях российских военнослужащих, считает правозащитник. "Это запугивание тех, кто говорит о погибших, – журналистов, правозащитников, блогеров", – говорит Кривенко.