Крым
Сценарий «возвращения Крыма в состав России» был спланирован и тщательно подготовлен властями РФ заранее.
Присоединение Крыма к России, активно поддержанное государственной пропагандой, позволило Путину резко укрепить собственную легитимность. Рейтинг его популярности достиг рекордной отметки.
Путин фактически расписался в аннексии Крыма и обозначил свою персональную ответственность в этом событии.
Участие российских военнослужащих
В конце августа 2014 года украинское наступление [на территории непризнанных республик] захлебнулось. Это стало возможным благодаря прибывшему с территории РФ массированному подкреплению, включая военную технику и части регулярной армии. В возникших вдоль российско-украинской границы «котлах» значительные потери понесли и украинская, и российская армии.
Министерство обороны РФ пыталось опровергать присутствие российских военных, включая «отпускников», на территории украинского конфликта.
В докладе приводятся показания костромских и ивановских десантников, попавших в плен на территории Украины.
В документе цитируются слова российских танкистов, попавших в плен под Иловайском.
В январе 2015 года российские военные вновь приняли активное участие в противостоянии с ВСУ и обеспечили наступление сил сепаратистов на стратегически важный населенный пункт Дебальцево.
Солдаты говорили, что в отличие от летней интервенции российской армии, когда военные части пересекали границу колоннами, на этот раз переброска осуществлялась небольшими группами по три человека.
В начале февраля 2015 года к Борису Немцову обратились граждане, представляющие интересы родственников погибших в Донбассе российских солдат. Они просили помощи в том, чтобы добиться от Минобороны РФ выплат их семьям.
Значительное число погибших солдат было зафиксировано, в частности, в боях за город Иловайск. По самой скромной оценке, в Россию вернулось не менее 150 гробов с пометкой «Груз-200».
Вторая волна гробов массово пошла в Россию в январе и начале февраля 2015 года. В этот период на востоке Украины погибло не менее 70 российских военных. Погибли как минимум 17 десантников из Иваново.
По информации источников Немцова, родственники получили в качестве компенсации по 3 миллиона рублей. Одновременно они давали подписки о неразглашении под угрозой уголовного преследования.
В отличие от прошлого года [перед отправкой под Дебальцево] российские солдаты официально увольнялись из вооруженных сил по требованию руководства.
Никаких компенсаций родственники не получили. Официально обращаться за компенсацией возможности не было, так как формально погибшие солдаты уже не являлись военнослужащими.
Семьи российских солдат отказались от публичных заявлений. Более того, убийство Бориса Немцова убедило их отказаться от любых требований к российским властям. «Если Немцова расстреляли у стен Кремля, то с нашими подзащитными в Иваново могут сделать вообще что угодно. Никто и не заметит», — сформулировал общую позицию родственников юрист, представляющий интересы семей двух погибших десантников.
Авторы доклада нашли подтверждения по 22 военнослужащим, погибшим на территории Украины из нескольких регионов России.
В ответ на запрос депутата Псковской областной думы Льва Шлосберга Главная военная прокуратура сообщила, что нарушений законов не выявлено, семьи погибших получают социальную поддержку, а раскрытие других запрошенных сведений невозможно, так как они составляют государственную тайну.
Добровольцы
Процесс привлечения и отправки «добровольцев» в Донбасс организуется на базе лояльных Кремлю общественных организаций. Свою роль в этом процессе публично подтвердил руководитель Российского союза ветеранов и депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Франц Клинцевич.
Как свидетельствуют сами «добровольцы», сборными пунктами для будущих боевиков зачастую являются военкоматы в российских городах.
В Ростовской области организована материальная база и система подготовки боевиков перед тем, как они с оружием в руках оказываются в рядах сепаратистов. Направление, боевое задание и бронетехнику они получают непосредственно перед пересечением границы.
Средняя ставка «добровольца» составляет 60 тысяч рублей в месяц, хотя «есть те, кто получает 80, 90 тысяч, командиры — даже больше».
Основной контингент «добровольцев»: бывшие военные и сотрудники правоохранительных органов. Вербовщики стремятся набирать людей среднего возраста. Молодые люди не входят в приоритет вербовщиков, так как еще сохраняют сильную связь с родственниками.
Собранные свидетельства доказывают, что подготовленные в силовых структурах [Рамзана Кадырова] боевики принимают активное участие в столкновениях в Донбассе.
Военная техника
Во втором Минском соглашении упоминается система залпового огня «Торнадо», разработаная в России и не поставлявшаяся ни в одно иностранное государство.
По оценке эксперта Института политического и военного анализа Александр Храмчихина, после первых минских соглашений в вооруженных формированиях ДНР и ЛНР было зафиксировано наличие (без учета потерь) 83 танков, 83 БМП и БМД, 68 БТР, 33 САУ, 31 буксируемого орудия, 11 РСЗО, 4 ЗРК (3 «Стрела-10», 1 «Оса»). Из этого количества, по данным эксперта, 23 танка, 56 БМП и БМД, 26 БТР, 19 САУ, 17 буксируемых орудий, 2 РСЗО были захвачены сепаратистами у вооруженных сил Украины. Храмчихин допускает, что остальное вооружение было получено боевиками из России, но не исключает также версию, что техника могла быть «куплена» сепаратистами в результате коррупционных сделок с украинской стороной.
Доказано присутствие в Донбассе танков Т-72Б3 — это последняя модернизированная модель никогда не поставлялась на экспорт.
Еще одним свидетельством присутствия российской техники на территории Украины стала видеозапись, сделанная в городе Луганске, который находится под контролем сепаратистов. В середине февраля 2015 года видеорегистратор зафиксировал передвижение самоходного зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) «Панцирь-С1». Кроме России, ни одна из стран, имеющих на вооружении ЗРПК «Панцирь-С1», не граничит с Украиной.
Контроль Москвы
Фактически ДНР и ЛНР находятся под внешним управлением официальной Москвы, и ключевые решения в них зависят от российских чиновников и политтехнологов. [Помощник президента] Владислав Сурков играет одну из ключевых ролей в процессе внешнего управления «народными республиками», осуществляемого Кремлем.
Цена войны
Прямые расходы России на войну на востоке Украины за 10 месяцев составили около 53 миллиардов рублей.
Содержание украинских беженцев обходится региональным бюджетам в 12 миллиардов рублей в месяц, а с июля 2014 г. эта сумма составила около 80 миллиардов рублей.
Платой за конфронтацию с Украиной для граждан РФ стал дополнительный рост цен на 5,5% за прошедший после присоединения Крыма год. Эти 5,5% инфляции означают, что россияне потеряли примерно 2 триллиона рублей из своей зарплаты и примерно 750 млрд рублей из своих сбережений.