Попытки заставить Анкару признаться в том, что недостаточно исследовано историками, не ограничились принятием резолюции Европарламента и заявлением Папы Римского.
Неоднократные заявления турецких властей о необходимости создать совместную комиссию по изучению трагических событий 1915 г. (а они действительно трагические для истории Османской империи) не нашли понимания ни в Армении, ни у третьих сторон. Поэтому и складывается ощущение, что до правды нет никому дела.
Кампания по признанию трагических событий 1915 г. в Османской империи геноцидом армян становится средством давления на Турцию, но Анкару такие игры не тревожат. По крайней мере, турецкие власти продолжают последовательно вести свою линию в этом вопросе.
Давление по-немецки
Очередным выразителем «европейской озабоченности» стал министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Германский политик встал на сторону тех, кто призывает назвать массовое убийство армян в Османской империи в 1915 году геноцидом.
«Произошедшее подпадает под определение геноцида, я очень хорошо понимаю чувства тех, кто хочет, чтобы это называлось именно так, и причины, которыми они руководствуются», — заявил глава МИД ФРГ газете Süddeutsche Zeitung.
При этом издание отмечает оговорку Штайнмайера: он сказал, что политические дебаты по этой теме «еще больше осложнят или сделают невозможным начало прямого диалога между Анкарой и Ереваном».
Как ни странно, бурю негодования столь откровенная попытка надавить на Турцию вызвала не у Анкары, а в самой Германии, где политические силы по-разному оценивают подобный подход.
Deutsche Welle приводит текст заявления пресс-секретаря германского правительства Штеффана Зайберта, которому пришлось уточнять заявление главного дипломата страны до более политкорректной формулировки. Он заявил, что отношение к поминовению жертв насильственного переселения и преследования должно стать центральным вопросом дискуссии, а оценивать те события предстоит историкам.
Представители правительства ФРГ до сегодняшнего дня избегали слова «геноцид», чтобы не портить отношения с Турцией. Но в эту пятницу бундестаг намерен принять резолюцию, где трагические события будут названы именно «геноцидом», и провести в Берлине поминальную церемонию.
Турецкая сторона в лице премьер-министра Ахмета Давутоглу успела осудить резолюцию Европарламента, охарактеризовав ее как «признак растущего расизма в Европе».
Критически оценил этот документ и президент Турции. Он отметил, что Европарламенту не стоит принимать решения, которые могут стимулировать рост ненависти к представителям определенной религии и этнической группы — если, конечно, этот орган хочет мира в регионе. Раскритиковал Эрдоган также высказывания Папы Римского.
Говорить, что Европа пытается защитить армян, на самом деле смешно. Дело тут совсем в другом. Но в чем же? Чем Турция так сильно пугает Европу? И почему именно сейчас европейские политики решили надавить на Турцию?
Причина №1
Конечно, 100-летие трагических событий – это лишь повод. Не было бы этой даты, придумали или нашли бы другую. Как мы уже писали, Турция готовится к политическим изменениям. Уже через пару месяцев в стране пройдут всеобщие парламентские выборы, по результатам которых президент Эрдоган намерен усилить полномочия президента за счет других институтов.
Кроме того, говорят о возможном преобразовании страны из унитарной в федеративную, что может сделать ее привлекательной для ряда сопредельных территорий с большими запасами природных ресурсов. А такое пополнение энергоресурсами увеличит амбиции Турции.
В любом случае, в результате парламентских выборов власть действующего президента может усилиться, что и настораживает Запад. Реджеп Тайип Эрдоган, безусловно, является неудобной фигурой. Он время от времени критикует США, показывает, что у Турции могут быть и другие приоритеты, когда, например, заключаются многомиллиардные контракты с Россией и Казахстаном. Поэтому давление оказывается не столько на Турцию, сколько на ее лидера.
Как заявил политолог Ноам Хомский в интервью телеканалу EuroNews, Европа уже давно обслуживает интересы США, в этом смысле она несвободна. Поэтому отношение европейских правящих классов к Эрдогану вполне понятно. Президента Турции ругают за то, что он не так покорен, как, скажем, канцлер Германии. К тому же Анкара свыклась с тем, что ее никогда не примут в Евросоюз, а Европа только сейчас начинает осознавать, что Турция все поняла.
Политолог Ноам Хомский. Фото: books.atheism.ru
Политика полуоткрытых дверей уже перестала быть действенным рычагом в отношении Анкары. За последние пару лет Турция демонстративно сделала много шагов, чтобы показать Европейскому союзу свои альтернативы.
Причина №2
Причины столь активной эксплуатации Европой трагедии жителей Анатолии (а там жили не только армяне, но и другие этнические группы) могут быть еще и внутриевропейскими. Как известно, в Европе довольно сильно антимиграционное движение, направленное, по сути, против иммиграции из мусульманских стран. Оно именуется PEGİDA, а его участники называют себя европейскими патриотами, выступающими против исламизации Европы.
Правда, не очень понятно, в чем конкретно выражается эта самая исламизация. PEGİDA очень сильна, как бы парадоксально это ни звучало, в бывшем ГДР — то есть там, где мусульманских иммигрантов, мягко говоря, мало. По заявлениям ряда европейских экспертов, именно в тех городах, где сильны позиции движения PEGİDA, местные жители по сути не вступают в непосредственный конфликт с мусульманским населением. Они живут теми иллюзиями, которые транслируются СМИ. Особенно усилились эти фобии с потрясающе эффективной PR-кампанией деятельности «Исламского государства».
А пиар ИГ исходит как раз от западной прессы, где сходу формируются определенные традиции позиционирования этого феномена. Между тем, в Западной Германии PEGİDA довольно сильно уступает своим оппонентам, которые считают это движение расистским.
Акция сторонников PEGİDA в Германии. Фото: tagesschau.de
В этой ситуации усиление образа кровожадных не просто мусульман, а конкретно турок, которых довольно много в Германии, является не чем иным, как косвенной поддержкой PEGİDA.
Получается, что давление осуществляется не просто на Турцию, но и на турецкую общину в Германии. В этом смысле весьма символично, что к нему присоединился Папа Римский, как бы придав этому прессингу особое христианское значение.
Видимо, одного осознания, что Анкару никогда не пустят в христианскую семью европейских наций, недостаточно. Надо еще и «прижать» турецких соотечественников, на которых оказывается значительное влияние из Турции — но как раз потому что они, долго прожив в Германии, так и не стали ее гражданами.
С другой стороны, германские власти многим рискуют. В отличии от других общин, выходцы из Турции практически никогда не были замечены в радикальной религиозной деятельности. Их умеренность поддерживалась Анкарой, которая контролировала религиозную жизнь своих соотечественников не без желания самих властей Германии. Что будет, если эта поддержка ослабнет или исчезнет, догадаться нетрудно.
Причина №3
Критика в адрес Турции может быть и тактическим ходом со стороны Запада, опасающегося ее сближения с Россией.
Армения позиционирует себя как союзник РФ, поэтому Москва официально поддерживает ее трактовку трагедии столетней давности. Возможно, Запад надеется, что Турция предпримет в отношении Армении какие-то нерациональные действия — и тем самым охладит свои отношения с Россией.
В этом смысле важно отметить роль самой Армении, которая активно заигрывает то с Западом, то с Россией. И митинг армянской молодежи перед посольством Турции в Москве является очередным актом, призванным втянуть РФ в «разборки» с Анкарой.
http://www.turkist.org/2015/03/armenian-terror.html
Смешно то, что многие считают нынешнего лидера Турции Эрдогана чуть ли не лидером исламского мира и его защитником. Это ширма, маска. А в сухом остатке имеем:1-Турция в НАТО 2-Турция-официально светское государство.