В ноябре прошлого года он покинул горящий дом и, даже не зная, куда пропал его отец, 21-летний Омар Мазен бежал из города Бакуба в Багдад.
Но он оставил не только свой дом. Он также решил отречься от своего имени.
Путешествие было опасным. На каждом КПП отряды шиитских дружин или иракские солдаты проверяли его документы и подозрительно всматривались в его очевидно суннитское имя — Омар.
«Я не хотел показывать им, — рассказывает он. — Мне каждый раз было страшно. Так много суннитов исчезали именно на блокпостах, и мой отец — один из них.»
Кое как он добрался до столицы. Его путь пролегал через охваченные военными приготовлениями земли.
Уже в Багдаде он столкнулся с очередной диллемой: как оставаться в безопасности в городе и обществе, в котором иракские сунниты рассматриваются шиитским правительством как шпионы и потенциальные экстремисты-мятежники.
Омар решил сменить имя на более нейтральное — Аммар (ред.: Омар — имя второго праведного халифа — его очень уважают сунниты, и он наиболее ненавидим шиитами как покоритель тогдашнего Ирана).
В феврале Омар он отправился в органы регистрации и сменил имя. Это заняло около месяца.
Диллема Омара отражает борьбу суннитов за выживание в сегодняшнем Ираке. Неприятности начались еще с падением Хусейна. Возникновение ИГИЛ усугубило тенденцию в разы.
Военные действия последних 10 месяцев привели к тому, что огромные человеческие массы (около четверти населения) снова превращаются в беженцев, а социальная и конфессиональная напрженность стремительно растет.
Так, в ходе войны с ИГИЛ в Бакубе шиитские военные формирования бесчинствовали, что породило волну беженцев. И в Тикрите — городке населенном суннитами, «освобожденном» от ИГИЛ на прошлой неделе — происходили грабежи и саботаж.
Повсюду разговоры о том, что ждет Ирак дальше.
«Ваше мнение зависит от того, вы шиит или суннит, — говорит Мухаммад Абу Бакр, суннит, студент из г.Юсуфия. — Моя община и моя семья считают, что страна разбита. Нет доверия. Это теперь шиитская теократия.»
Чиновники подтверждают, что наблюдается волна заявлений на смену имени.
«В прошлом месяце мы стали получать заявления на смену имени. — Рассказывает Ташин Абдурреза, управляющий гражданским бюро в Багдаде. — Наиболее распространенным является смена имени Омар на Аммар или смена фамилии в удостоверении личности.»
Политики пытаются показать, что иракское общество расколото по линиям политики, а не религии.
«Если честно, быть суннитом сегодня страшновато. — Говорит Вице-президент Ирака по премирению Ияд Аллави (Iyad Allawi). — Это мжет быть опасно, путает, и мне их жаль.»
Он рассказывает, что сунниты часто сталкиваются в дискриминацией в бюрократических учреждениях в Багдаде.
«Шейхи из Анбара часто жалуются о злоупотреблениях на блокпостах. Это невыносимо».
В одном из суннитских анклавов в Багдаде — районе Адамие — шейх Мустафа, имам мечети Абу Ханифы (центральное учреждение суннитского обучения в Ираке) подтверждает, что дискриминация против суннитского населения и беженцев становится «очень большой проблемой».
«Никакой новоприбывший суннит теперь не может жить в Багдаде без поручителя. А поручитель должен гарантировать, что человек — не член ИГИЛ».
В торговом центре Адамие мы встретили Джамаля Абдуннасира.
«Я могу понять, почему некоторые сунниты верят, что присутствие ИГИЛ в Ираке помогает уравновесить влияние Ирана, который вмешивается в иракские дела. Они говорят, что Иран вмешивается везде — в Ирак, Сирию, Ливан, а теперь и в Йемен. Но я считаю, что реальная проблема в Ираке — что все политики — сектанты.
Единственный способ для настоящего воссоединения — смена коррумпированных политиков — и суннитов, и шиитов. С момента американского вторжения в политике застряли все те же лица, которые просто меняют должности.»