Министр иностранных дел Великобритании Филип Хэммонд заявил, что правительство, возможно, опубликует информацию о находящихся на Западе тайных финансовых активах ближайшего окружения Владимира Путина. Глава британского МИДа назвал этот шаг частью информационной войны против путинского режима.
Выступая в Королевском институте объединенных служб, Филип Хэммонд сказал, что заинтересовался идеей публикации списка активов внутреннего круга Путина, с тем чтобы прилюдно вывести его окружение на чистую воду. Он подчеркнул, что эта акция может стать частью ответа Запада на российскую агрессию в Украине. Британский министр отметил, что Путин ускоренно модернизирует российскую армию, и предупредил о возникшей угрозе со стороны России дестабилизировать страны Восточной Европы, что, по его словам, является "серьезной угрозой британской национальной безопасности". Комментируя это заявление Филипа Хэммонда, газета Daily Telegraph пишет, что, "хотя богатство путинского двора непрозрачно, оно несомненно составляет десятки миллиардов долларов, находящихся на офшорных счетах и инвестированных в недвижимость в Лондоне и Нью-Йорке". Газета называет смехотворным официальное заявление о том, что все состояние Путина – это зарплата в 96 тысяч фунтов в год, квартира и три автомобиля. "Когда мы обсуждаем проблему дальнейшего давления на Россию, – сказал в своей речи глава "Форин офиса", – то постоянно возвращаемся к вопросу о распространении стратегической информации – к тому, как нам сообщить российскому народу и тем народам, на которых Россия стремится повлиять, о том, что в действительности происходит в мире". Правда о секретных зарубежных активах российской правящей элиты, считает Филип Хэммонд, может стать важной частью такой стратегической информации. Однако можно ли при этом сказать, что Великобритания и Запад в целом находятся сейчас в состоянии информационной войны с Россией? На этот вопрос в интервью РС отвечает британский политический аналитик Майкл Биньон.
– Несомненно, находится. Россия полностью реорганизовала свои средства информации и тратит огромные деньги, особенно на англоязычном телеканале RT, на то, чтобы убедить Запад в том, что российская точка зрения обладает убедительностью. Это очень изощренная операция. Многие на Западе убеждены, что все это – чистейшая пропаганда, однако это намного более изобретательная пропаганда, чем неуклюжая и грубая пропаганда советских времен.
– Можно ли в таком случае рассматривать угрозу Филипа Хэммонда опубликовать список находящихся в Великобритании активов ближайшего окружения Путина как один из способов борьбы с российской пропагандой?
Не думаю, что Путин хранит свое состояние под собственным именем. Скорее всего, оно номинально принадлежит третьим лицам
– Это, конечно, стало бы инструментом борьбы с российской пропагандой, поскольку вызвало бы серьезную обеспокоенность ближайшего окружения Путина. Эта акция показала бы, что вопреки собственной пропаганде эти люди переводят огромные суммы денег в те страны, которые сами же официально называют вражескими. Ведь, с точки зрения пропутинской пропаганды, лондонская фондовая биржа или лондонская недвижимость – это вовсе не те объекты, куда позволительно вкладывать деньги русским патриотам. И если, согласно российской пропагандистской установке, деньги следует инвестировать внутри России, то такая огласка может вызвать серьезный скандал.
– А что известно о состоянии самого Путина? Где могут находиться его деньги?
– Об этом уже довольно давно ходит много слухов. Однако никто пока достоверно не назвал ни величину его состояния, ни как и где он его хранит. Не думаю, что Путин хранит свое состояние под собственным именем. Скорее всего, оно номинально принадлежит третьим лицам. Таким образом он может контролировать свое состояние без того, чтобы выдать его подлинную принадлежность. Вот почему так трудно понять, насколько богат российский президент. Наверняка его деньги формально принадлежат каким-то подставным структурам: офшорным компаниям, ближайшим друзьям, кому-то еще. Конечно, у него есть доступ к этим деньгам, но это никак не отражается в банковских документах.
– Но ведь и окружение Путина может пользоваться такими же уловками. И не превращает ли это угрозу главы британского МИДа попросту в блеф?
Майкл Биньон
– Не думаю, что это блеф. Обычно в случае блефа невозможно доказать возможность реализации угрозы. Но в этом случае британское правительство обладает достоверной информацией о переведенных в Британию или в другие европейские страны российских капиталах. До недавнего времени излюбленным местом хранения капиталов для российских олигархов или российского руководства была Швейцария, где банковские счета обладали статусом строгой секретности. Сейчас этого нет. Поэтому британские спецслужбы занимаются мониторингом оттока капиталов из России и других российских транзакций. Впрочем, не думаю, что Хэммонд стремится лишь вызвать беспокойство окружения Путина. На мой взгляд, его угроза частично связана с борьбой с отмыванием в Британии зарубежных грязных денег и с необходимостью отслеживать поступление в страну капиталов, которые способны дестабилизировать фондовый рынок или нанести другой вред британской экономике. Так что британские спецслужбы с особой тщательностью проверяют транзакции капиталов из России, где не только окружение Путина, но и криминальные круги стремятся переправить свои грязные деньги на Запад.
– Считаете ли вы, что публикация британским правительством информации о находящихся на Западе активах членов внутреннего круга Путина могла бы сказаться на репутации российского президента и на его рейтинге внутри страны?
– Возможно, что это могло бы оказать влияние, но возможно, что это намерение – всего лишь стремление показать, что у Британии имеется такая информация. Не исключено, что это вызвано необходимостью нанесения контрудара по российской пропаганде в ходе информационной войны, о которой мы говорили, – считает британский политический аналитик Майкл Биньон.