Ислам Каримов баллотируется в президенты Узбекистана уже в четвертый раз, пренебрегая Конституцией республики, запрещающей занимать пост главы государства два срока подряд. В ответ группа узбекских оппозиционеров решила организовать в Интернете альтернативные выборы. Эта акция должна показать мировому сообществу нелегитимность официальной избирательной кампании, стартовавшей в ключевом государстве Средней Азии в декабре 2014 года. Так считает мой собеседник – узбекский общественный и политический деятель Намоз Нормумин.
«Узбекистан – государство с богатой историей. Уже в VIII—VII веках до нашей эры на его территории были созданы первые государства. Страна, подарившая миру имама Бухари и имама Тирмизи, основоположника астрономии Улугбека, величайшего математика Аль-Хорезми и основателя фундаментальной современной медицины Ибн Сину, самое густонаселенное государство Средней Азии, сегодня переживает тяжелые времена, - говорит Намоз Нормумин. - Узбекистан попал в пятерку самых одиозных диктаторских режимов планеты. Это единственная республика на постсоветском пространстве, в отношении которой страны Запада ввели санкции в связи с массовым убийством мирных демонстрантов - в мае 2005 года в Андижане».
Все это результат правления Ислама Каримова, узурпировавшего власть в стране. Это мнение разделяют многие живущие в Узбекистане и за его пределами.
Судьба мухаджира
Намоз Нормумин Мухаммад родился в 1957 году в Сухандаринской области республики Узбекистан, на родине имама Тирмизи в городе Денав. После окончания средней школы поступил в Ташкентский медицинский институт, который закончил в 1980 году.13 лет работал по специальности в Ташкенте и Киеве, стал хирургом 1 категории.
В начале 90-х годов к доктору Намозу пришло понимание, что народ Узбекистана нельзя вылечить только посредством медицины и что современное общество сегодня нуждается в духовном лечении не меньше, чем в лечении больничном. С этим пониманием он пришел в общественно-политическую деятельность. Это совпало с развалом СССР и провозглашением независимого Узбекистана.
Как вспоминает те времена доктор Нормумин, Каримов, который сразу встал во главе молодого государства, тогда с сожалением говорил о коллапсе Советского Союза. Он утверждал, что Узбекистану не выжить без «старшего брата» в лице Москвы, и что уход СССР с исторической арены будет и концом для его страны.
Именно промежуток 1991-1992 годов, в момент развала СССР и становления власти в новом Узбекистане, вспоминается Нормумином как время относительной политической оттепели. В те годы доктор Намоз был секретарем Сухандаринского отделения оппозиционной партии «Эрк», что в переводе означает «Свобода». Начало 1993 года ознаменовалось концом всех свобод, политических и религиозных. Началось давление власти на все оппозиционные силы в стране. Еще неокрепшее гражданское общество не выдержало натиска репрессивной машины Каримова, и именно тогда началась очередная волна иммиграции.
В 1993 году начались серьезные проблемы и у доктора Намоза, финалом которых, как и у всех выживших узбекских оппозиционеров, был выезд из страны. Это дало старт новому этапу в жизни оппозиционного политика Нормумина, который он посвятил изучению ислама и геополитики.
Но относительно спокойная жизнь в Турции закончилась уже в 1999 году. Под натиском все тех же узбекских спецслужб доктору Намозу пришлось покинуть эту страну в поисках защиты, которую он нашел в Норвегии. Европа предоставила не только защиту, но и дала возможность продолжать политическую и общественную деятельность в среде эмигрантов из Узбекистана, а также позволила продолжить изучение Ислама.
В 2007 году доктор Намоз возвращается в Турцию. Гражданство Норвегии гарантировало ему защиту от спецслужб Узбекистана по всему миру.
Воодушевившись событиями в арабском мире, в 2011 году доктор Намоз с группой единомышленников создали Народное движение Узбекистана. Это делает возможным объединение различных оппозиционных сил, выдавленных Каримовым с родины. А в 2013 году Нормумин стал участникам и заместителем Председателя Ассоциации «Туркистанлилар», которая уже через год стала одним из самых влиятельных общественных объединений эмигрантов из Средней Азии в Турции.
Сейчас доктору Намозу 57 лет, он женат, трое детей. За его плечами большой багаж общественной и политической деятельности во многих странах мира. Он говорит на 6 языках.
На данный момент Нормумин оставил пост заместителя председателя общественного движения «Туркистанлилар» для того, чтобы баллотироваться на пост президента Узбекистана. Он один из кандидатов на альтернативных выборах главы государства среди проживающих за рубежом земляков.
Выборы и положение в предвыборном Узбекистане
По словам доктора Намоза, группа оппозиционеров, организовавшая альтернативные выборы президента, отдает себе полностью отчет, что победитель фактически не будет иметь никаких полномочий внутри Узбекистана. Задумка инициаторов акции совсем в другом. Они хотят еще раз сфокусировать внимание мировой общественности на положении в стране, в частности на фиктивности избирательной системы.
«Узурпировавший власть в Узбекистане Ислам Каримов является, по сути, классическим диктатором. Это не просто мнение народа, оппозиционно настроенных политических деятелей, но и самых близких его родственников. Например, дочь президента Узбекистана Гульнара, в одном из своих постов в «Твиттере», заявила, что ее отец ведет себя в точности как Сталин», - рассказывает наш собеседник.
«Все изменилось в Узбекистане после развала СССР, народ потянулся к истинным ценностям, осознал то отступление, которое произошло за 70 лет колонизации Узбекистана. Одно осталось неизменным - это Ислам Каримов, который, - добавляет доктор Нормумин, - до сих пор, по сути, является и коммунистом, и атеистом».
Полноценное исламское общество, по его словам, не может отделять религию от государства. «Ислам регулирует все аспекты нашей жизни, от образования до государственного управления, и тот, кто не в силах это понять и пойти по этому пути, тому не место во главе страны, 90% населения которой являются мусульмане. Каримов носит имя Ислам, но он не осознает даже значения этого имени, оторвавшись от нарастающей религиозности народа», - говорит доктор Намоз.
«Каримов словно с другой планеты пытается управлять этим государством. Для народа Узбекистана Каримов сегодня совершенно чужой человек, - считает он. - На территории Узбекистана не действуют сегодня никакие законы, от Конституции государства до международных законодательных актов. Нет прав человека, свободы совести, свободы волеизъявления, нет ни одного независимого СМИ, не одной оппозиционной партии или движения. Узбекистан сегодня находится в оковах, в которые заковал весь народ Ислам Каримов. Даже собственную дочь Гульнару, Каримов посадил под домашний арест, как только она посмела поднять против его режима свою голову».
«Сотни тысяч мусульман пострадали от этого режима, десятки тысяч замучены в концлагерях и убиты. Один из самых известных пыточных концлагерей для мусульман Джаслык находится на севере страны. Все это беззаконие, - рассказывает Нормумин, проходит под эгидой борьбы с международным терроризмом».
По его словам, уровень жизни населения не идет не в какое сравнение со временами СССР. «При том, что Аллах наградил эти земли всем необходимым для развития, в них есть газ, нефть, выращивается хлопок, добывается золото. Называющий себя экономистом Каримов, за 25 лет своего правления, разрушил экономику до основания», - подытожил свой рассказ о положении дел в Узбекистане наш собеседник.
В альтернативных выборах участвуют 9 представителей оппозиции и 3 прокаримовских кандидата. Не допустить последних к участию означало бы поставить под сомнение их легитимность. По мнению доктора Намоза, абсурдность их выдвижения раскрывается в одном моменте, полностью дискредитирующим всех троих – они призывают голосовать за Ислама Каримова (!).
Программа
«Исходя из того, что 90% населения Узбекистана являются мусульманами, проживающими сегодня в полностью атеистическом государстве, реформы необходимо начинать именно с идеологии. Нужно дать людям то, к чему они так тянуться, то чего им так не хватало все эти годы, то, что позволит им, наконец, сбалансировать в себе материальные и духовные ценности, найти гармонию. Потому что, Ислам как религия отличатся от «религии» западного образца. На западе под религией понимают некую очищенную от светской жизни «духовность». По этому на западе и сушествует принцип секуларизма, то есть разделение обшественной жизни от религии. Тогда как Ислам сочетает в себе как материальные так и духовные ценности. Это моя идеология и именно она станет идеологией народа всего Узбекистана», - говорит доктор Нормумин.
Но его программа не ограничивается религией и идеологией. Каждый аспект политики и экономики государства должен разрабатываться специалистами своего профиля, добавляет доктор Намоз. Надо создать возможности для возвращения в страну профессионалов, считает он. И самое главное, реформы должны осуществлятся постипенно, по этапно, не допуская разрушение политической власти, сохраняя стабильность, то не допуская анархию, общественно-политическую смуту.
Большое количество выходцев из Узбекистана, окончивших лучшие учебные заведения по всему миру, проживают сегодня за рубежом. Среди них есть специалисты самого разного профиля, от исламских ученых до профессиональных государственных управленцев с учеными степенями. Именно они и должны принять участие в разработке новой, современной концепции формирования политики государства и реформирования всех общественных, политических и хозяйственных институтов, считает наш собеседник.
«Во-первых, во всех школах необходимо сбалансировать светское образование с религиозным. Это поможет воспитать новое поколение. Необходимо сформировать совет мусульманских ученых, благо узбеков сегодня среди выпускников исламских вузов больше, чем кого бы то ни было с территорий Центральной Азии. Именно этот совет и должен разработать концепцию взаимоотношения религии, общества и государства».
«Второе, - продолжает д-р Нормумин, - это кардинальная политическая реформа. Необходимо изменить структуру формирования парламента. Инициатива должна идти снизу, из каждого конкретного кишлака. Оттуда будут выдвигаться кандидаты на должность руководителя своего народного совета - махаля. Далее этот совет выдвигает своих представителей в районный совет, который сформировавшись, в свою очередь, делегирует представителей в областной народный совет, из которого и происходит формирование Народного Собрания (Парламента) Узбекистана». В целом, обновленная политическая система позволит привлечь в законодательную и исполнительную власть собрать настоящих представителей народа, считает наш собеседник.
Несомненно, что успешное формирование эффективной власти возможно только при возможности свободного волеизъявления народа Узбекистана. И, несмотря на то, что «Парламент предполагает законотворческую функцию, его полномочия будут фактически ограничены самими парламентариями, для которых основой закона являются их вероисповедание и светские ценности в совокупности. «Именно подобный Парламент, - добавляет он, - имеет полное право выдвинуть 2-3 кандидатуры для всенародного голосования на выборах президента страны».
Третье в программе доктора Намоза - это пакет экономических реформ в Узбекистане. «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нищета толкает человека к неверию», исходя из этого, пожалуй, важнейшим делом в восстановлении страны является спасение народного хозяйства», - говорит он.
Его экономическая программа имеет три главные идеи. Первое - стратегические активы необходимо взять полностью под полный контроль государства. Это, прежде всего, добыча полезных ископаемых и экспорт сырья. Вторая - средний сектор экономики может перейти в частную собственность. Это повысит эффективность использования капитала и откроет перспективы развития. Третье - малому бизнесу необходимо дать полную экономическую свободу. «Узбеки, по природе своей, очень предприимчивые люди, и малый бизнес был всегда хорошо развит и фактически являлся основным фактором экономической стабильности свободного Узбекистана», - говорит наш собеседник.
Реализовав экономические реформы по этой схеме, «останется только один шаг, гарантирующий экономическое процветание Узбекистана, - это открытие границ для свободной торговли с государствами Центральной Азии», считает наш собеседник. «Необходимо вновь, - добавляет он, - объединить в одно целое земли, некогда именуемые Туркестаном, сначала экономически, а далее время покажет». Это, по его мнению, естественное объединение, «так как это один народ, у него одна религия, один язык, одни обычаи и общие интересы».
«И пускай это будет Союз несколько государств и мусульманских народов Средней Азии но объединенных в одной целое, по примеру того же Евросоюза, - отмечает д-р Намоз. - Как только мы придем к власти, мы начнем делать все для открытия границ. Это основополагающий фактор развития Узбекистана и наших братских соседей. Без этого шага достичь поставленных целей невозможно».
Четвертое в программе Нормумина - это реформа законодательства, которой так же необходимо заниматься исключительно специалистам, докторам юриспруденции и исламским ученым совместно. «Но самое главное, чего необходимо добиться в максимально короткие сроки, это верховенство закона. Пока нет верховенства закона, не может быть никакого порядка не в обществе не в государстве», - резюмирует наш собеседник.
Что дальше?
Намоз Нурмуминов констатирует - весь мир сегодня разделен на два лагеря. Один за Ислам, второй с ним борется. «Еще 30 лет назад никто этого не понимал, так как мусульманский фактор был на заднем плане, первостепенна на тот момент была война с коммунизмом. В конце 80х годов прошлого века, Маргарет Тэтчер в одном из своих выступлений сказала: «Мы закончили с красными, теперь займемся зелеными». С тех пор мир изменился, и в действительности на первый план вышла война именно с Исламом под занавесом борьбы с терроризмом во всем мире». Терроризм, экстремизм, фанатизм - это все пропаганда, считает наш собеседник, «истинная причина это именно наша религия».
«Все происходящие в мире процессы, такие как нападение международной коалиции на Афганистан, Ирак, Ливию, то, что происходит сейчас в Сирии, все это лишь свидетельствует о том, что США и их союзники пытаются удержать исламский мир под своим полным контролем. Для этого используются не только открытые военные вторжения, но и всевозможные «революции», установление диктаторских режимов, поддержка таких тиранов как Ас-Сиси, пропаганда в мусульманском обществе западной культуры разврата и вседозволенности», - считает д-р Намоз.
Но, тем не менее, отмечает он, идет постепенное пробуждение исламского сообщества. «В Средней Азии, - по его словам, - еще 25 лет назад было всего 80 мечетей и несколько десятков тысяч молящихся мусульман, сегодня на этой же территории более 10 000 мечетей и миллионы соблюдающих свою религию мусульман. Этот процесс необратим, это воля Аллаха, и нет никого и ничего способного остановить это».
«По милости Аллаха, мусульмане обязательно выстоят, - говорит д-р Нормумин. - Но каждый из нас способен внести свою посильную лепту в эту победу добра над злом».
«Поистине, Аллах дарует победу этой общине через слабых мусульман (бедных, притесненных…) —благодаря их мольбе, молитве, искренности».
См. «Сахих аль-джамиа», № 2388. Высказывание «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нищета толкает человека к неверию», без далиля напрягает по меньшей мере...