В Ульяновске продолжается судебный процесс по т.н. «делу нурсистов». Репрессивная кампания в отношении читателей и трудов выдающегося турецкого богослова XX в. Саида Нурси имеет уже почти десятилетнюю историю. За это время накопилось столько примеров откровенного произвола и нарушений любой мыслимой законности, что она давно легла черным пятном не только на современную российскую юстицию и правоохранительные органы, но и на власти в целом.
Казалось бы, что может быть нового? Ну, какие еще «белые нитки» есть в арсенале «борцов с экстремизмом», чтобы сшить свое очередное «черное дело»? Оказывается есть.
«Особый путь» или банальный коррупционный произвол?
Багир Казиханов, Александр Мелентьев и Степан Кудряшов обвиняются по стандартной в таких случаях ст. 282.2 УК РФ (Организация деятельности экстремистской организации) ч.ч. 1 и 2. Первому вменяется организация, остальным участие в «ульяновской ячейке международного религиозного объединения «Нурджулар», деятельность которого на территории Российской Федерации запрещена решением Верховного суда РФ от 10 апреля 2008 года. На сегодняшний день в рамках судебного производства заслушаны доказательства, предъявленные стороной обвинения, начато заслушивание стороны защиты.
О том, что никакой организации «Нурджулар» не существует, и говорить излишне. Это давно подтверждено всеми честными и компетентными специалистами. Более того, в конце прошлого года труды Нурси взяты под особую государственную защиту в Турции. Их внедряют как эффективный инструмент традиционного Ислама по противодействию экстремизму. Это же подтверждают ученые. Высокую оценку произведения богослова получили в свое время в Ватикане. Там отмечают их колоссальную заслугу в налаживании межконфессионального диалога.
Почему в России и в этом случае выбрали свой «особый путь», остается только гадать. Одни говорят об иррациональных причинах абсурдных по своей сути, но вполне реальных гонений, и даже о руке Антихриста. По мнению других, в среде силовиков сложилась своего рода корпорация, которая превратила «борьбу с экстремизмом» в свой личный бизнес. И они заинтересованы в дальнейшей раскрутке маховика репрессий.
Эти «антиэкстемисты-капиталисты» не обращают внимания на интересы даже государства, не говоря уже о гарантированных Конституцией правах отдельныхграждан. Так, ради освоения бюджетов и получения все новых звездочек «шьются» все новые дела. Бизнес - ничего личного, как модно выражаться в тех кругах.
Ульяновская «антиэкстремисткая нанотехнология»
Основными доказательствами стороны обвинения стали Заключение экспертов Центра исторической и культурной антропологии Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и показания свидетеля, установочные данные которого, в целях сохранения в тайне данных личности, оказывающей содействие на конфиденциальной основе, были изменены. Вот этот скрытый свидетель под псевдонимом «Ибрагимов И.С.» и есть та самая инновация, ульяновская «нанотехнология борьбы с экстремизмом», так сказать.
В ходе разбирательства стороне защиты стало известно, что показания скрытого свидетеля «Ибрагимова И.С.» имеют признаки фальсификации. Так, части предложений, предложения целиком и абзацы фантастическим образом дословно повторяют статью, размещенную на сайте Института Ближнего Востока от имени автора М. Н. Давыдова от 3 ноября 2007 года под названием «Деятельность турецкой религиозной секты «Нурджулар».
Фото 1 |
Свидетельский СopyРaste
1. Статья М.Н. Давыдова от 03.11.2007 г.:
Турецкая религиозная секта «Нурджулар» основана после Первой мировой войны муллой, курдом по национальности, Саидом Нурси, проповедовавшим установление в Турции шариатского правления.
Объяснение Ибрагимова И.С. от 18.03.2014 г.:
…«Нурджулар», как турецкая религиозная секта исламской направленности была основана после Первой мировой войны муллой, курдом по национальности Саидом Нурси. Он активно проповедовал установление в Турции исламского государства, законы которого должны были основываться исключительно на законах шариата.
Протокол допроса Ибрагимова И.С. от 12.09.2014 г.:
…«Нурджулар», как турецкая религиозная секта исламской направленности была основана после Первой мировой войны муллой, курдом по национальности Саидом Нурси. Мулла – священнослужитель, духовный лидер. Он активно проповедовал установление в Турции исламского государства, законы которого должны были основываться исключительно на законах шариата.
2. Статья М.Н. Давыдова от 03.11.2007 г.:
После смерти С. Нурси его ближайшими учениками в городах Турции были организованы курсы по изучению собрания его сочинений «Рисале-и Нур», которые переписывались от руки. Выделилось порядка шести идентичных, структурно обособленных направлений (ветвей) секты по сетевому принципу, возглавляемых учениками С. Нурси – Мустафой Сунгуром, Мехметом Курдоглу и др.
Объяснение Ибрагимова И.С. от 18.03.2014 г.:
После смерти С. Нурси его 12 учеников продолжили развитие «Нурджулар» и в городах Турции ими были организованы курсы по изучению его сочинений «Рисале-и Нур», которые переписывались от руки. В скором времени было выделено порядка шести идентичных, структурно обособленных направлений (ветвей) секты по сетевому принципу, возглавляемых учениками С. Нурси– Мустафой Сунгуром, Мехметом Курдоглу, Абдуллой Егином и др.
Протокол допроса Ибрагимова И.С. от 12.09.2014 г.:
После смерти С. Нурси его ученики продолжили развивать религиозное объединение «Нурджулар». В различных городах Турции ими были организованы курсы по изучению его сочинений из собрания «Рисале-и Нур», которые переписывались вручную. В скором времени было выделено более шести идентичных, структурно обособленных направлений секты по сетевому принципу, возглавляемых учениками С. Нурси – Мустафой Сунгуром, Мехметом Курдоглу, Абдуллой Егином и др.
3. Статья М.Н. Давыдова от 03.11.2007 г.:
В 1970 г. радикальные идеи С. Нурси по установлению шариата активно стал проповедовать имам мечети в Измире Фетхулла Гюлен Хаджи эфенди. (Здесь Давыдовым была допущена ошибка: правильно Ходжа (тур. - учитель, имам). Эта же ошибка удивительным образом перекочевала в показания свидетеля Ибрагимова И.С. – прим. авт.) В связи с этим он неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности. В соавторстве с другими последователями С. Нурси Ф. Гюлен издал устав «Рисале-и Нур», регламентирующий все сферы жизни адептов, необходимость применения ими мер конспирации.
Объяснение Ибрагимова И.С. от 18.03.2014 г.:
В 1970 г. радикальные идеи С. Нурси по установлению шариата активно стал проповедовать имам мечети в Измире Фетхулла Гюлен Хаджи эфенди. В связи с этим он неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности. В соавторстве с другими последователями С. Нурси Ф. Гюлен издал устав «Рисале-и Нур» («Нурджулар»), регламентирующий все сферы жизни адептов, необходимость применения ими мер конспирации.
Протокол допроса Ибрагимова И.С. от 12.09.2014 г.:
Фото 2 |
В 1970 г. радикальные идеи С. Нурси по установлению шариата активно стал проповедовать имам мечети в Измире Фетхулла Гюлен Хаджи эфенди. В связи с этим он неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности. В соавторстве с другими последователями С. Нурси он издал устав «Рисале-и Нур» или «Нурджулар», регламентирующий все сферы деятельности и жизни адептов, необходимость применения ими мер конспирации.
4. Статья М.Н. Давыдова от 03.11.2007 г.:
В настоящее время структуры «Нурджулар» действуют в 65 странах мира. По сведениям Главного командования Вооруженных сил Турции, число их последователей достигает 4 миллионов человек.
Объяснение Ибрагимова И.С. от 18.03.2014 г.:
В настоящее время структуры «Нурджулар» со слов Казиханова Багира действуют в 65 странах мира, число адептов достигает до 4500 миллионов человек.
Протокол допроса Ибрагимова И.С. от 12.09.2014 г.:
В настоящее время структурные подразделения «Нурджулар», со слов Казиханова, действуют в 65 странах мира, число адептов достигает 4500 миллионов человек.
5. Статья М.Н. Давыдова от 03.11.2007 г.:
Одной из особенностей движения «Нурджулар» является его активная общественная деятельность. Речь идет об учреждении образовательных заведений — лицеев, школ и колледжей не только в Турции, но и за ее пределами. Так, в России сектой было открыто более 20 учебных заведений. В настоящее время действует порядка семи татарско-турецких лицеев. В самой Турции было открыто 103 школы, 460 курсов и около 500 общежитий этой секты.
Объяснение Ибрагимова И.С. от 18.03.2014 г.:
Одной из особенностей движения «Нурджулар» является его активная общественная деятельность. Речь идет об учреждении образовательных заведений — лицеев, школ и колледжей не только в Турции, но и за ее пределами. Так, в России сектой в период 2000 по 2006 года было открыто более 20 учебных заведений из них семь татарско-турецких лицеев. В самой Турции было открыто 103 школы, 460 курсов и около 500 общежитий этой секты.
Протокол допроса Ибрагимова И.С. от 12.09.2014 г.:
Одной из особенностей, движения «Нурджулар» является его активная общественная деятельность. В России «Нурджулар» в период с 2000 по 2006 годы было открыто более 20 учебных заведений из них семь татарско-турецких лицеев.
Рваные «белые нитки»
«Белые нитки» в этом очередном «черном деле» видны не только из протоков и текста статьи. Так, в справке ФСБ от 1 февраля 2011 года (фото 1) говорится, что такого сотрудника, как «Давыдов М.Н.» в АНО «Институт изучения Ближнего Востока» вообще нет. Это показал директор организации Ефим Жигун. Сотрудника, использующего подобный псевдоним, тоже нет.
Не имеется и других публикаций под данным авторством в Интернете (фото 2). К счастью, сохранился хотя бы скрин-шот злополучного текста неизвестно эксперта (фото 3).
Возникает тогда вопрос, как статья вообще вышла на сайте Института за соответствующей подписью. Ответа на него, думается, тоже не последует.
Но факт остается фактом – обвинение трех жителей Ульяновска строится на тексте неизвестного происхождения (!), на тексте, авторство которого невозможно установить (!), на тексте, содержание которого никто не берется подтвердить (!).
Таким образом, резюмируют адвокаты, в основу преследования Багира Казиханова, Александра Мелентьева и Степана Кудряшова положены: а) свидетельские показания, имеющие признаки фальсификации; б) экспертиза, выполненная с учетом данных свидетельских показаний; в) Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2008 года по гражданскому делу № ГКПИ08-859, возможно вынесенное с использованием материалов статьи несуществующего эксперта М.Н. Давыдова, датированной 03 ноября 2007 года.
Ну что поделаешь… Ульяновские «белые нитки», хоть и сделаны с учетом «нанотехнологий», но на деле оказываются банальной халтурой. Они рвутся просто на глазах, а само дело рассыпается. «Борцы», видимо, так озабочены своим бизнесом, что не в состоянии даже обеспечить сколь-нибудь приемлемое юридическое прикрытие своего произвола.
Что-то похожее на ответ Жигуна выходит и с Российской ассоциацией центров изучения религии и сект под руководством Александра Дворкина. Даже этот одиозный «борец с экстремизмом», известный своим «интеллектуальным» обеспечением многочисленных запретов и гонений и в то же время признанный Институтом Сербского невменяемым и непригодным для работы на государственных должностях, а также к ведению научной работы любого рода, в ответ на запрос ФСБ отказывается от того, что вообще когда-либо занимался оценкой религиозной (идеологической) основой трудов Саида Нурси и деятельностью мифического «Нурджулар».
Бизнес в израильских интересах
Отдельно оговоримся, что, «стратегию Института Ближнего Востока», как говорится на его сайте, «определяет экспертный совет, возглавляемый президентом, Е. Я. Сатановским». Возможно, тут кое-что начинает проясняться.
Дело, конечно, не в фамилии этого «знатока Ближнего Востока». Сатановский хорошо известен всем, кто хоть немного знаком с мусульманской жизнью в России. Это влиятельный израильский лоббист, не скрывающий своей антиисламской позиции. Более того, Сатановский сам постоянно подчеркивает свою близость с тем крылом силовиков, которые делают карьеру на гонениях в отношении книг и читателей Нурси.
В общем, если для одних это просто бизнес, для других - тут бизнес с идеей, с интересом. Интересом политическим, точнее геополитическим. Те, кто стоит за Сатановским, безусловно, заинтересованы в сохранении и углублении репрессивной линии в отношении Ислама и мусульманских активистов в России, особенно это касается книг Нурси. Ведь именно их запреты являются, наверное, последним осложняющим моментом в бурно развивающемся, несмотря на все препоны, российско-турецком сотрудничестве.