Конституция Турецкой Республики более не отражает нужды страны и ее нужно заменить новой. Об этом заявил в своем недавнем выступлении президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Судя по резонансу в турецких и международных СМИ, для кого-то эта новость оказалась шокирующей. Однако для многих она была вполне ожидаемой.
Разведка боем
Следует отметить, что о необходимости заменить Конституцию начали говорить довольно давно.
В частности, ранее на эту тему высказывался министр юстиции Турции Бекир Боздаг. Несмотря на то, что были внесены изменения в более чем 100 пунктов действующей Конституции, власти страны не смогли сделать ее более демократичной, заявил тогда министр.
Турецкие СМИ время от времени пишут о планах по преобразованию государственного устройства Турецкой Республики. Вероятно, предстоящая реформа – уже принятое решение партии власти, которая проводит разведку боем, осторожно делая публичные заявления на сей счет.
До президента Эрдогана о назревших переменах заявлял не только министр юстиции, но и нынешний премьер и соратник Эрдогана Ахмет Давутоглу.
После президентских выборов, прошедших в Турции 14 августа 2014 года, экс-глава МИД и нынешний премьер страны Ахмед Давутоглу отметил, что новая Конституция необходима для демократизации страны.
Митинг сторонников Эрдогана после победы на выборах. Фото Евгения Фельдмана / Новая газета
По его словам, целью нового правительства Турции станет подготовка демократической Конституции.
В конце октября 2011 года экс-премьер-министр и нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил письмо лидерам оппозиционных «Народно-республиканской партии» и «Партии националистического движения» с призывом принять участие в переговорах по подготовке новой Конституции. Этот процесс продолжается по сей день.
В недавнем выступлении Эрдоган сказал, что главное преимущество новой Конституции будет заключаться в том, что процесс принятия политических решений станет более сбалансированным. Это позволит разным силам в той или иной степени участвовать в управлении.
Напомним, что, по нынешней Конституции, президент является, скорее, номинальной фигурой и не имеет какой-либо возможности влиять на процессы в стране.
Когда-то фактическая концентрация власти в руках одной партии привела к экономической стабильности страны, и народ это помнит. Между тем такая система стала неудобной для оппонирующих сил, которые критикуют партию власти за единоличное правление.
Беззубая оппозиция
Последние президентские выборы показали, что оппозиция в лице «Народно-республиканской партии» (НРП) действует крайне неэффективно.
Самым большим проколом НРП, на мой взгляд, было то, что партия, относящаяся ко всему мусульманскому негативно, выдвинула совместно с другими силами в качестве единого кандидата в президенты бывшего главу главной панисламской организации – «Организации исламского сотрудничества» (бывшая «Организация исламская конференция») – Экмелиддина Ихсаноглу, что само по себе нонсенс.
Господин Ихсаноглу в «старой Турции» был бы блестящим президентом. Но в «новой Турции» он, как и полагается, остается на задворках политической арены страны. Видимо, НРП, защитница светских основ республики, решила действовать по принципу: для достижения цели все средства хороши.
Наверное, поэтому партия сегодня выглядит беззубой оппозицией, которая неспособна показывать клыки, просто потому, что их нет. Ей их выбили тогда, когда она пошла против своих же принципов.
И выбил их далеко не Эрдоган, а как раз народ, который предпочел «Партию справедливости и развития». И абсолютно естественно, что президент Эрдоган со своими соратниками воспользуются этой ситуацией, чтобы укрепить свою власть. Это нормальное стремление, за это сложно осуждать партию власти, ибо на ее месте любая другая сила сделала бы то же самое.
Партия власти, по сути, хочет создать президентскую систему правления, то есть оформить свое влияние на бумаге. Поэтому соратники Эрдогана намерены бороться за большинство мест в парламенте, которое им необходимо для реализации планов.
Речь Эрдогана означает как раз намерение к переходу от парламентской к президентской системе правления. Президент окружил себя влиятельными советниками и, как представляется, хочет серьезно браться за реформы.
Тень Давутоглу
Западные СМИ уже окрестили его советников «теневым кабинетом». Эрдоган же готовит почву для изменений — он довольно часто делает важные заявления, предпринимает значительные для страны шаги, словно приучает страну к тому, что завтра президент это все будет делать в соответствии с нормами Конституции.
Между тем оппозиционные и западные СМИ часто пытаются найти хотя бы зернышко противоречия между Эрдоганом и Давутоглу, который по логике должен быть недоволен де-факто увеличивающимся могуществом президента за счет сужения роли премьера.
Ахмет Давутоглу. Фото: frognews.bg
Однако премьер Давутоглу каждый раз не оправдывает надежды тех, кто мечтает о его политическом разладе с нынешним президентом. И на этот раз Давутоглу высказался довольно осторожно:
«Мы представляем одну и ту же политическую традицию. В будущем, если будут предприняты шаги по изменению Конституции, мы посмотрим».
Но в настоящее время Давутоглу эти планы представляются как «логичное распределение власти с точки зрения законности и политической ответственности».
Давления Запада не будет
Партии власти необходимо набрать 2/3, или 367 мест в парламенте для того, чтобы изменить Конституцию без проведения референдума. Сложившаяся международная обстановка благоволит Эрдогану.
Географическое положение Турции, находящейся рядом с Ираком, Сирией и Ираном, ее председательство в «Большой двадцатке» и необходимость кооперации в борьбе с исламистами в ИГИЛ говорят лишь о том, что давления со стороны Запада на Эрдогана не будет.
К тому же стимулировать волнения в Турции совсем не в интересах Запада, ибо с потерей стабильной Турции Запад потеряет возможность эффективно бороться с ИГИЛ и продуктивно взаимодействовать со значительной частью Большого Ближнего Востока.
Представляется, что Эрдоган прекрасно все это понимает, а потому использует момент без каких-либо сомнений.
Что китайцу хорошо, то турку смерть?
Древняя китайская поговорка гласит, что в битве двух драконов выигрывает заяц. Между тем есть еще и тюркская поговорка, указывающая как раз на обратное – когда два верблюда трутся мухи дохнут.
Курдский вопрос в этом деле такой же противоречивый, однако оттого очень важный.
Выборная система страны предполагает десятипроцентный порог для вхождения в парламент. Если, по факту, курдская «Партия мира и демократии», возглавляемая господином Демирташем, не получит необходимых 10%, то велика вероятность, что ее электорат будет голосовать за партию Эрдогана.
Тут необходимо отметить, что именно при Эрдогане предприняты смягчающие меры по курдскому вопросу и выражены намерения продолжить этот курс.
На прошедших всеобщих муниципальных выборах «Партия мира и демократии», отвоевав религиозно-консервативные провинции Мардин, Битлис и Вгри у партии власти, увеличила число подконтрольных ей городов с 8 до 11 на юго-востоке, где основным населением являются курды.
При этом важно отметить, что курды традиционно не голосуют за «Народно-республиканскую партию». Это подтвердили и прошедшие всеобщие муниципальные выборы. НРП в курдских провинциях смогла добиться для своей партии мизерный 1%.
Если «Партия мира и демократии» войдет в парламент, она будет стараться выполнить свое обещание приложить усилия для завершения 30-летней борьбы курдов. Конец вооруженного противостояния курдов будет означать полный переход борьбы в политическую плоскость.
Есть и альтернативный сценарий. Эрдоган может сконцентрироваться на получении 330 мест в парламенте, чтобы инициировать референдум и попытаться решить проблему реформирования государственного устройства через референдум. В любом случае партии власти придется считаться с мнением курдов.