Экономика

"Газпром" в Европе - всерьез и надолго?

(На фото: Замглавы "Газпрома" (и глава "Газпром экспорта") Александр Медведев)

"Газпром" надеется остаться крупнейшим поставщиком газа в Европу и даже нарастить поставки на 8% к 2017 году, заявил замглавы компании Александр Медведев, выступая перед инвесторами в Гонконге. Эксперты считают, что этот оптимизм вполне обоснован: внутренняя добыча в регионе падает, спрос в перспективе может значительно возрасти, а с развитием альтернативных энергоносителей - пока проблемы.

В 2014 году, по оценкам статистического агентства Eurogas, 28 стран ЕС плюс Швейцария, не входящая в союз, потребили 417 млрд кубических метров природного газа. Около 25% этого объема пришло из России.

Это меньше, чем в предыдущие годы, когда доля "Газпрома" на рынке достигала 30%, однако менеджмент компании полагает, что уже в ближайшие три года им удастся вернуть прежние позиции.

В ходе Дня инвестора в Гонконге зампредседателя российского газового гиганта Александр Медведев заявил, что ожидает восстановления экспорта на прежних значениях, а к 2017 году - увеличения поставок в Европу на 8%: до 155-160 млрд кубометров в год.

Начальник департамента перспективного развития компании Дмитрий Люгай, присутствовавший на встрече, пояснил, чем подкрепляются эти надежды.

"Разрыв между спросом на газ и его добычей в [европейском] регионе к 2030 году может составить порядка 400 миллиардов кубометров в год. При этом потребность в Европе в импорте газа будет обеспечиваться преимущественно за счет трубопроводных поставок из России, Норвегии и Алжира, а также за счет поставок сжиженного природного газа. "Газпром" продолжит оставаться крупнейшим поставщиком газа на европейском рынке, удерживая свою долю на рынке на уровне 30%, а в случае благоприятных условий попытается нарастить ее", - сказал Люгай.

В поисках альтернативы

Несмотря на то, что в последние годы энергопотребление в Европе снижалось ввиду экономического кризиса (главным образом, из-за уменьшения потребности в электричестве, одним из источников генерации которого является газ), эксперты ожидают роста потребности в газе в перспективе нескольких лет.

Причина, опять-таки, носит макроэкономический характер: экономика региона постепенно оттаивает, и ей вновь понадобится больше энергии. Дополнительным фактором является распространение в Европе газового транспорта.

Руководство "Газпрома" надеется на рост экспорта в Европу на 8% к 2017 году (на фото - глава "Газпрома" Алексей Миллер)

Ожидание повышения спроса накладывается на ограниченность предложения: проекты по добыче сланцевых углеводородов в Польше и на Украине пока себя не оправдали, атомная энергетика замедляется, а сжиженный природный газ (СПГ) еще не стал полноценной альтернативой традиционному.

"Европа вкладывала огромные ресурсы в построение за десять лет мощностей для импорта более 120 млн тонн СПГ. Эти мощности не востребованы, СПГ не пришел, конкуренцию у Азии за этот ресурс Европа выиграть не смогла", - рассказывает замглавы Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

По его словам, в Азии за СПГ дают в 1,5-2 раза больше, поэтому зачастую европейские импортеры импортируют СПГ на свой терминал, потом перегружают эти объемы на газовозы и отправляют в Азию.

"Мы видим, что альтернативные источники поставок газа, начиная с собственной европейской добычи и заканчивая импортом СПГ, угасают. Россия является наиболее привлекательным, конкурентоспособным, стабильным поставщиком", - считает Гривач.

Экономика + политика

Однако наличие фундаментальных оснований для восстановления и наращивания экспорта еще не означает, что "Газпрому" не о чем беспокоиться, предупреждают эксперты.

"В Европе уже проводится довольно интересный комплекс мероприятий, который позволяет сократить объемы потребления природного газа. Например, Дания сейчас работает исключительно на возобновляемых альтернативных источниках, полностью выйдя из зоны зависимости от ископаемых видов топлива", - рассказывает партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин.

"Кроме того, в Европе идет очень большая работа по обеспечению солидарности европейских стран в обеспечении безопасности поставок энергоносителей. Строятся новые интерконнекторы через границы. Идут договоренности, что в случае критических ситуаций одни страны будут помогать другим. Я не исключаю, что зависимость европейских стран от поставок газа из России будет уменьшаться", - предполагает эксперт.

Уход от высокой зависимости от энергетического импорта имеет для Европы не только собственно экономическое измерение (она теряет на этом ежегодно 400 млрд евро), но и политическое. Пережив холодную зиму 2009 года, когда между Россией и Украиной разразился масштабный газовый спор и экспорт на некоторое время встал, европейские политики взяли твердый курс на снижение доли "Газпрома" на своем рынке.

Союз нерушимый энергий свободных...

Одним из шагов в этом направлении стало принятие Третьего пакета реформ в области газа и электроэнергии в 2009 году (вступил в силу в 2011-м). Суть реформ сводится к тому, что поставщик газа не может одновременно владеть газотранспортной системой, то есть трубами, по которым он газ поставляет. Это нанесло существенный удар и по "Газпрому", и по крупным газовым компаниям Европы.

Следующий этап реформирования - создание единого газового рынка Европы, энергетического союза, чтобы было проще вести диалог с поставщиками вне ЕС. Для нового еврокомиссара по энергетике словака Мароша Шевчовича (кстати, выпускника МГИМО), пришедшего на смену Гюнтеру Эттингеру в ноябре прошлого года, это главная задача на предстоящие пять лет.

"Используем ли мы соответственно наш международный вес? Можем ли мы оказывать давление для [получения] справедливых цен и более сбалансированных рыночных условий? Конечно, нет. Наша неспособность говорить в один голос явно снижает наше влияние", - констатировал Шевчович в октябре, выступая перед коллегами по Еврокомиссии.

"Большая координация энергетических политик необходима для противостояния неподобающему давлению со стороны третьих стран и для ухода от перекосов рынка из-за соглашений с третьими странами, не исполняющими правила ЕС", - говорил он, очень прозрачно намекая на Россию, которую в тот момент критиковали за несоответствие "Южного потока" правилам ЕС (в декабре Россия отказалась от проекта).

Проблема, однако, состоит в том, что пока не совсем понятно, как конкретно ЕС собирается создавать энергетический союз и что еврочиновники будут делать с контрактами "Газпрома", основные из которых заключены до 2035 года и далее.

"Новый еврокомиссар по энергетике, и другие чиновники ЕС, продвигающие эту идею, прежде всего, продвигают свои собственные цели, создавая видимость того, что они заботятся об энергетической безопасности Европы. Но цели эти практического значения не имеют, это больше пропагандистские цели. Эти чиновники, на мой взгляд, эксплуатируют общие настроения европейцев на повышение независимости от России и продвигают пусть и нереалистичные, но очень красивые идеи", - говорит Михаил Крутихин.

Ввиду этого очень вероятно, что серьезное присутствие "Газпрома" на европейском рынке сохранится и далее, констатируют эксперты.

"У "Газпрома" есть огромное преимущество - давно построенная инфраструктура, которую он может амортизировать по очень низким ценам. Поэтому поставки российского газа всегда будут конкурентны по цене. Честно говоря, я не помню, когда в последний раз европейские потребители отказывались от экономических преимуществ во имя каких-то других соображений", - говорит руководитель управления нефти и газа ВТБ-Капитал Дмитрий Лукашов.

"Не вижу, кто может сделать более интересное предложение по цене, и поэтому я думаю, текущие контракты "Газпрома" дают огромное преимущество перед всеми остальными альтернативами. Не думаю, что произойдет существенное перераспределение объемов от "Газпрома" кому-то еще. Если только не войдем в фазу войны или сами не остановим эти поставки", - оговаривается аналитик.

подписаться на канал
Комментарии 0