Преследование мусульманки Эльвиры Султанахметовой, обвиненной в экстремизме за призывы не праздновать Новый год, затеяли с подачи разжигателя с лицензией – некоего типа, судимого недавно именно по статье 282 за явно расистские деяния. Судебный процесс над жительницей города Первоуральска Свердловской области, выразившей сомнение в том, что ее единоверцы должны отмечать немусульманский праздник, стал воплощением лицемерия и лишний раз подтвердил русскую пословицу: «Громче всех "Держи вора!" кричит сам вор».
Замерзшая Снегурочка
Все началось с того, что в социальной сети некто под именем Эльвиры Султанахметовой запостил сообщение, по сути своей компилятивное, то есть состоящее из отрывков и цитат чьих-то мнений. В целом, высказывалось критическое отношение к участию мусульман в праздновании Нового года. Автор советовал отстраниться от этого дела. Новый год, по его мнению, неприемлемо отмечать, поскольку это противоречит мировоззрению и традициям самих мусульман.
Не буду давать здесь ссылку на полный текст опуса, дабы не искушать всевидящие органы. Однако, пользуясь правами журналиста, согласно «Закону о СМИ», приведу некоторые характерные отрывки из сочинения.
Вначале передается хадис, имеющийся в известных сборниках высказываний пророка Мухаммада (мир ему), Бухари и Муслима следующего содержания:
«Посланник Аллаhа (с.а.в) сказал: "Вершок за вершком, пядь за пядью вы последуете за людьми предшествующих общин, более того, если они войдут в нору черепах, и туда вы пойдете за ними. Сподвижники, тогда спросили : < За иудеями и христианами ли мы последуем? > < За кем же больше?>- ответил Пророк (с.а.в.)"».
Затем (не буду приводить дословно) автор поста рассуждает о недопустимости празднования Нового года мусульманами, исходя из того, что этот обычай навязан не верующими в ислам и создает для мусульманина угрозу совершения больших прегрешений.
Таких как: многобожие и идолопоклонничество (вера в исполнение желаний Дедом Морозом или Санта-Клаусом; наряжание и пляски у елки и т. п.), колдовство (гадания, сжигание заветных записок и прочее), пьянство (всем ведомо «веселье и похмелье» Нового года) и других.
Далее исламская составляющая поста закрепляется еще одним сообщением слов пророка Мухаммеда (мир ему) утверждавшего, что «поистине, Аллах заменил мусульманам языческие праздники двумя лучшими праздничными днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения».
Вместе с тем, помимо обильного цитирования источников исламской религии и выдержек из книг исламских ученых, в записи на личной страничке рассказывается версия возникновения обычая наряжать новогодние елки:
«Обычай наряжать елку достался нам от древних кельтов, племен, заселявших Европу с VI века до нашей эры. Согласно их преданиям, в елке жил злой дух леса. В то время, на территории восточной Европы, свирепствовал лютый мороз. Дабы умилостивить злого духа, в жертву приносилась самая красивая девушка деревни.
Ее выпотрошенными заживо внутренностями, украшали елку, а саму девушку привязывали к столбу умирать на морозе. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом «милой» Снегурочки. Это позже, под давлением христианизации народы Европы заменили внутренние органы деревянными шарами красного цвета, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки – тряпочными и бумажными гирляндами. Да, и Снегурочку одели».
Замерзший, покрытый инеем труп принесенной в жертву девушки стал прообразом «милой» Снегурочки
Антихристов праздник
Стоит отметить, что это практически точная цитата расхожих версий,публикуемых на многих интернет-ресурсах, отнюдь не занимающихся проповедью ислама и не предназначенных исключительно для мусульман.
Надо сказать, что, действительно, дискуссии вокруг необходимости и допустимости празднования Нового года мусульманами можно наблюдать в разных группах социальных сетей, модераторами и участниками которых являются по преимуществу мусульмане. И мнение автора поста о том, что негоже веселиться и считать важными праздники, не имеющие к исламу никакого отношения, поддерживается весьма значительной частью мусульманской аудитории.
Более того, с мусульманами неожиданно сходятся во взглядах православные. Конечно же, среди них бытуют различные мнения на этот счет. Но сам факт, что Новый год совпадает с предрождественским постом, когда ни наедаться, ни тем паче допьяну напиваться не дозволено, вызывает споры на православных форумах.
Причем весомым доводом в этом вопросе служит языческое происхождение Нового года. К примеру, священник Александр Авдюгин приводит в своем блогевыдержки из многочисленных комментариев православных, негативно относящихся к новогодним празднествам. Вот лишь один из них:
«Новый Год — это пародия на Рождество Христово. Известно, что греческое слово "антихрист" означает не только "противо-Христос", но и "прежде-Христа". Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста — хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским — является "антихристовым" в чистом виде».
Ни много ни мало, все те, для кого Новый год – праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи такой позиции отнюдь не маргинальны и их немало.
Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, которые священноначалие направляет в адрес государственных структур и их руководителей. Негативно воспринимаются и благотворительные мероприятия церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса доводов о «неправославном» происхождении Нового года, о «языческом культе» Деда Мороза и Снегурочки и пр.
В свою очередь заместитель патриарха Московского и всея Руси протоиерей Всеволод Чаплин тоже рекомендует все-таки предпочесть пост гулянью, хотя и не отрицает возможности празднования Нового года.
В связи с этим было бы интересно понаблюдать, станет ли осуждение за отрицание Нового года со стороны мусульманки прецедентом для уголовного преследования приверженцев исторически наиболее значимой для России конфессии — православия.
Новый Год — это пародия на Рождество Христово, антихристов праздник
Борец с возбуждением
Публикация под именем Султанахметовой размещена 25 декабря 2013 (кстати, много позднее, чем процитированные выше мнения православных). Уголовное же дело было заведено гораздо позже. Прошло более полугода после появления записи в достаточно специфической группе «ВКонтакте».
Обнаружил запись под именем Сутанахметовой житель Первоуральска Степан Черногубов, который, как он сказал, «из интереса» зашел в группу, где общаются приверженцы другой веры. Прочтя запись, он оскорбился и написал заявление в правоохранительные органы.
«Она утверждала о том, что мусульмане должны иметь ненависть к обрядам неверных, к самим неверным. Немусульман она называла неверными, кафирами и шайтанами», — пожаловался Черногубов.
По собственному признанию Черногубова, он «добровольно занимается мониторингом Интернета в поисках материалов, направленных на неприятие православия». Только кто его надоумил, что мусульмане, а на Урале это в большинстве своем татары и башкиры, должны принять православие?
Видимо, эта мысль проникла в «борца с возбуждением ненависти» еще до того, как он сам был осужден за провокацию ненависти и экстремизм.
Чтобы запугать уральцев образом татар, башкир и тюрок в целом, разжечь ненависть к мусульманам и исламу, Черногубов в 2013 году распечатал листовки с надписью «Слава Турану» и изображением руки с кулаком, разбивающим государственный символ России – двуглавого орла, а также прокламации с изображением флага с полумесяцем и надписью «Смерть врагам тюркского народа», а также изображением человека в арабской арафатке, куфии и с автоматом.
На фото Степан Черногубов
Черногубов тайно расклеив листовки, ждал реакции общества. Причем сам злоумышленник активно участвовал в обсуждении факта обнаружения листовок, буквально требуя от полиции найти и наказать «исламистов».
После оперативно-разыскных следственных действий его изобличили. Но не задержали и не поместили как особо опасного преступника за решетку.
Выяснилось, что вдобавок ко всему в период с ноября 2011 по май 2013 года Черногубов на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» размещал фотографии, которые провоцируют межнациональную рознь, направлены на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека по национальности, языку, происхождению и отношению к религии.
Тем не менее без изоляции от общества Черногубова приговорили по статье 282 к общественным работам на 460 часов, на неполных два месяца.
Вынесен приговор 27 ноября 2013 года. А буквально через месяц Черногубов по чьему-то заданию или по своей воле «мониторит» Интернет в поисках врагов государства и православия.
Почему органы доверились столь одиозному провокатору, остается загадкой. Может быть, они долго думали, однако так или иначе, в июле 2014 года Султанахметову привлекли к уголовной ответственности.
С ноября 2011 по май 2013 года Черногубов на своей странице «ВКонтакте» размещал фотографии экстремистского толка
Дело «мастера» боится
Обвинительное заключение против Эльвиры Султанахметовой после подробного описания пресловутого поста гласит следующее: «... согласно заключению эксперта, запись содержит информацию, направленную на возбуждение религиозной вражды и ненависти к людям не исповедующим ислам, обычаи и праздники которых являются проявлением неверия».
И в завершение: «Таким образом, своими действиями (якобы публикацией поста – прим.авт.) Султанахметова Э. совершила преступление, предусмотренное статьей 282, ч.1».
Из документа видно, что главным аргументом обвинения является заключение эксперта Светланы Мочаловой, работающей, между прочим, в экспертно-криминалистической лаборатории при УФСБ Свердловской области.
Позиция защиты Султанахметовой однозначна. Вину свою она не признает и считает не доказанной.
Во-первых, обвиняемая отрицает, что она публиковала материал. Во-вторых, оспаривается экстремистский характер этой публикации.
По мнению адвоката Султанахметовой Романа Качанова, настрой Первоуральского суда пока что довольно-таки объективный. В частности, это заметно по тому, как отреагировал судья на ходатайство о допросе эксперта, давшего заключение, которое стало основой обвинения.
«Я считаю, что все проходит довольно объективно, пока во всяком случае. К примеру, суд вызвал на допрос госпожу Мочалову. Хотя, в общем-то, мог бы в иной ситуации и глазом не моргнув отказать в удовлетворении этого ходатайства. Это, конечно, много о чем говорит. Несомненно, к Мочаловой масса вопросов, на которые, как я понял, даже суду интересно получить ответы», – говорит он.
Между тем, по сведениям источников КАВПОЛИТа, пожелавших не называть себя, имеет место давление на свидетелей защиты, к одному из которых без особого повода нагрянули с обыском силовики, а другого совершенно безосновательно порочат в местной прессе.
«Мы оспариваем, конечно же, экспертизу Мочаловой, на которой строится все обвинение. Экспертиза, мягко говоря, не соответствует действующему законодательству. В частности, мы полагаем, эксперт Мочалова вышла за пределы своей компетенции как эксперт-лингвист. По ряду параметров ее экспертиза не соответствует требования законодательства. И это мы будем заявлять, конечно, в суде», – сказал адвокат.
Он также отметил, что Мочалова очень часто привлекается в качестве эксперта в делах с политической и религиозной подоплекой:
«Она – "на все руки мастер". И по делам, связанным с буддизмом, конфуцианством. Она делает экспертизы почерковедческие. Говорят, может по почерку узнать, какой у человека возраст, какой склад характера, какое образование…
Хотя, насколько я знаю, кроме высшего филологического образования у нее больше никакого образования, в общем, и нет. У нас даже госпожа Мочалова пять лет назад по делу нацбола Алексея Никифорова признала экстремистским лозунг, который якобы был написан им на заборе: "Нет экспансии Китая".
Она написала, что "в этой фразе содержится эксплицитные признаки семантики призыва к возбуждению национальной ненависти, вражды в отношении лиц китайской национальности". Без комментариев, что называется.
Самое печальное, что чаще всего суд, какую бы ахинею ни написал эксперт, берет его мнение за основу».
«Эксперт – "на все руки мастер". И по делам, связанным с буддизмом, конфуцианством. И почерковедческие экспертизы делает»
«Как мусульмане – так терроризм»
Эльвира Султанахметова, ее адвокат и все те, кто сочувствует ее положению, еще надеются на правосудие. Хотя ситуация в Свердловской области в плане взаимоотношений мусульман с властными структурами – достаточно тревожная. Так считает муфтий Духовного управления Азиатской части России Нафигулла Аширов.
«Еще летом прошлого года, когда я был в пастырской поездке по Уралу, не нашлось ни одного местного журналиста, который объективно осветил бы положение мусульман. Хотя была пресс-конференция. На нее собрались журналисты.
Но ничего из того, что мы говорили положительного, нигде не было напечатано. Буквально каждое наше слово переворачивали и давали негативные комментарии. Вытаскивали из архива какие-то старые материалы, все это связывали с современностью и таким образом подали эту пресс-конференцию, где мы озвучивали нашу работу с молодежью, работу в рамках толерантного воспитания, прямо скажем, в омерзительном виде», – рассказывает Аширов.
Кроме того, муфтий напомнил возню вокруг мечети Рахмат в Екатеринбурге, где якобы обнаружили «экстремистскую литературу и оружие».
«Все это неправда, – заверил он. – Разрешенное охотничье ружье нашли в доме прихожанина. А мечеть закрыли для того, чтобы передать более лояльному, что ли, муфтияту во главе с Талггатом Таджуддином.
А ведь община "Рахмат" сама обустроила в здании бывшей школы мечеть. Пристроила минарет, вела богослужение и просветительскую деятельность».
Аширов шокирован нелепыми обвинениями в адрес молодой мусульманки и считает их результатом применения «двойных стандартов».
«Понимаете, когда против мусульман что-то делают — это, в худшем случае, хулиганство. А что бы ни сделали мусульмане – это сразу экстремизм или того хуже — терроризм. Особенно сейчас заметно применение такого рода двойных стандартов», – подчеркнул Нафигулла Аширов.
В заключение отметим, что, по мнению ряда видных российских экспертов, содержащиеся в религиозных книгах в рамках богословской полемики утверждения о том, что кто-то идет правильным путем, а кто-то заблуждается, что верующим уготован рай, а неверным – ад, не имеют никакого отношения к экстремизму.
Как считает известный востоковед, доктор юридических наук, профессор Леонид Сюкияйнен, нельзя цепляться за такие утверждения в книгах для обвинения в экстремизме. Надо исходить из того, есть ли конкретный призыв к нарушению прав человека и гражданина.
Он выразил пожелание, чтобы ФСБ, прокуратура, органы юстиции, занимающиеся правоприменением «Закона о противодействии экстремистской деятельности», заботились бы об интересах Российского государства, а не о своих корпоративных позициях. И не бросали бы некоторыми своими действиями тень на престиж России в мире.