Общество

Муфтий Урала: Радикализм появляется там, где нет справедливости

Уральские СМИ пишут о предстоящих изменениях в жизни мусульман, предрекают сокращение численности духовных управлений, шумно извещают о подписании муфтием Талгатом Таджутдином и губернатором Евгением Куйвашевым договора о сотрудничестве между ЦДУМ и правительством Свердловской области, будто все вокруг давно и с нетерпением ждали подписания такого важного договора и теперь он разрешит все проблемы. При этом авторы норовят укусить Казыятское управление мусульман Свердловской области, словно оно виновно во всех бедах, обрушившихся в последние два десятилетия на Урал.

За комментариями корреспондент ИА IslamNews обратился к председателю Казыятского управления мусульман Свердловской области Данису Давлетову.

- Уважаемый Данис-хазрат! Наверное, находясь на учебе за границей, Вы отслеживаете жизнь мусульман на родине. Как Вы прокомментируете последние события? Понятно, что власть, равно как и Вы в частности, обеспокоены ростом радикализма, но ту ли пилюлю она выбрала для лечения болезни?

Безусловно я слежу за событиями, но не все удается отслеживать: если сидеть все время за экраном компьютера, не останется времени для учебы, ведь во время учебы каждая минута дорога. Но крупные события стараюсь не упускать. Вот 10-11 декабря в Москве прошел IX Международный мусульманский форум с участием всемирно известных богословов. На форуме принимали участие муфтии и имамы Свердловской области, в частности муфтий Альфрид хазрат Мустафин. Такие встречи очень полезны, ведь у таких ученых как шейх Карадаги и Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф огромное знание и большой опыт.

Что касается радикализма – это проблема планетарного масштаба, не только Урала. Хвала Всевышнему у нас на Урале спокойно. Если и есть между духовными управлениями разногласия, то оно касается разных подходов в решении задач, стоящих перед мусульманским духовенством области. Не нужно инакомыслие равнять с экстремизмом, и об этом даже говорил президент РФ в своем Послании Федеральному собранию. Радикальные настроения появляются там, где нет справедливости, где сильный ущемляет права слабого. Ирак и Афганистан тому явный пример. Можно привести пример из истории: в омеядском государстве, когда Умар ибн Абдул Азиз пришел к власти, страну разрывала гражданская война. На территории современного Ирака против государственной армии воевали хариджиты, в Мекке и в Медине восстали сторонники Али, в Хорезме призывали людей к восстанию сторонники Аббасидов. Как только пришел к власти Умар ибн Абдул Азиз, он вернул народу все то, что было незаконно отнято предыдущими правителями. И в государстве, которое распространялось от границ Китая на востоке до границ Франции на западе, воцарился мир.

Людей с радикальными взглядами можно победить в диспутах, приводя убедительные доводы и доказательства, и здесь силовые методы не дадут большого результата. Жизнь и учение пророка Мухаммада (благословит его Аллах и приветствует) в этом великий пример. Для этого нужны грамотные, образованные имамы. По этому, Казыятское управление с первых дней своей деятельности и сегодня делало и делает упор на образование. В разных мечетях области организовывались семинары для мужчин, женщин и детей с привлечением преподавателей и лекторов из учебных центров Республики Татарстан. Имамов и активистов мусульманских общин отправляли в заочное отделение медресе “Мухаммадия” города Казани. Некоторые имамы закончили медресе “Марьям Султановой” в Уфе. Среди молодых имамов есть те, кто имеет диплом духовного и светского образования, некоторые продолжают получать светское образование в государственных ВУЗах.

С 2004 года выпускается газета «Истина-хакыйкать», в которой совместно с новостями печатаются просветительские материалы о религии ислам, также проводится олимпиада «Юные знатоки Ислама» среди детей школьного возраста.

Нами постоянно проводятся мероприятия по профилактике экстремизма. Это и семинары с приглашением представителей компетентных органов, и постоянная работа со списком запрещенных экстремистских материалов Минюста РФ, из которого делаются выборки материалов мусульманского содержания и распространяются в общинах.

- Если не ошибаюсь, в следующем году будет 20 лет Первоуральской организации мусульман, ставшей ядром Казыятского управления. Расскажите, пожалуйста, как происходило становление общины, и будет ли проводиться в 2015 году юбилейные мероприятия.

– Многим кажется, что мусульманская община в городе Первоуральске появилась в начале девяностых. Это ошибочное мнение. Мусульманская община в городе существовала давно, с момента образования населенного пункта, который впоследствии стал городом Первоуральск, т.к. в его строительстве совместно с другими народами активно принимали участие и представители мусульман. Согласно архивным данным, в поселке Хромпик на месте 12 школы в тридцатые годы прошлого века действовала «нацменская» школа. По словам старожилов недалеко от поселка было мусульманское кладбище. Несмотря на воинствующий атеизм в советское время, в мусульманской общине города были всегда свои авторитетные муллы и абыстаи, которые совершали религиозные обряды в домах верующих, проводили праздничные намазы, скрытно постились в месяц Рамадан. Как рассказывала Халима абыстай Ягафарова, в пятидесятые годы, когда все строили коммунизм, она мечтала построить в городе мечеть.

В начале девяностых, с получением свободы вероисповедания, верующие активно начали искать место, где могли бы проводить пятничные молитвы. В это время, получив первые знания об исламе, научившись читать арабские буквы у Халима абыстай, осенью 1992 г. я поступил в медресе в Уфе. Во время каникул проводил занятия по основам ислама и помогал общине в организационных вопросах. Получив начальное духовное образование, весной 1995 г. вернулся в город. Через некоторое время был избран председателем мусульманской общины. Когда организация окрепла, и пришло время поднять вопрос о строительстве мечети, на общем собрании было принято решение начать подготовительные работы по строительству мечети. И на меня, как лидера городской мусульманской общины, была возложена большая ответственность по организации строительства мусульманского храма в Первоуральске. Поэтому 1995 год можно назвать новым переломным этапом в жизни мусульманской общины города Первоуральска.

- Что происходит вокруг мечети в поселке Талица? СМИ сообщают, что после закрытия мечети «Рахмат» аналогичная участь ждет и мечеть Талицы. Что стоит за этим?

– Как я уже говорил, мусульманская община в городе существовала и в советское время. В начале 90-х, когда появилась возможность свободно исповедовать религию, начали искать место для коллективных молитв. В то время между поселком Талица и совхозом “Первоуральский” находились заброшенные бараки, ранее принадлежавшие совхозу, и мусульмане обратились директору совхоза Ивану Владимировичу Новоселову с просьбой о безвозмездной передаче мусульманской общине одного из заброшенных бараков по адресу: улица Новотрубников 8а. Когда Иван Владимирович удовлетворил просьбу, мусульманская община, состоящая из коренного населения, в основном из пожилых людей и ветеранов войны, своими силами сделала ремонт, установили окна, двери, провела газ и начали совершать коллективные молитвы. Если бы не верующие, то этого барака уже не было бы давно. Его, как и другие бараки, разобрали бы местные жители. А сегодня, по словам прихожан мечети, их хотят выселить из мечети. Такая видимо дань памяти участникам Великой Отечественной Войны и труженикам тыла! Как после этого прививать патриотизм, любовь к своему краю их внукам!

- Во время учебы в Дамаске Вы были свидетелем начала кровавых событий. Так ли все было плохо в Сирии, как шумят об этом? Кто, на Ваш взгляд, развязал конфликт: марионетки США и Израиля или это была народная революция? А может некая иная сила, что Вы думаете, как очевидец?

– Братоубийственная война в Сирии – последствия «арабской весны», начавшейся в Тунисе и перекинувшейся в другие арабские страны. Религиозная свобода была, и суннитов никто не притеснял, как это стараются преподнести сегодня. Буквально за два-три месяца до начала выступлений один из крупных ученых Сирии Мухаммад Ратиб Ан-Наблуси на пятничном проповеди говорил, что в Сирии за последние пять лет построено более ста школ ас-санавий аш-шаргий (школы содержащие в своей программе религиозные дисциплины) и все они суннитские. В Дамаске было шесть высших исламских учебных заведений, и из них только один был шиитский, финансируемый Ираном, пять вузов – суннитские. Во многих мечетях Дамаска по вечерам шейхи давали дополнительные лекции и уроки. Экономика Сирии в последние годы развивалась, население жило намного лучше, чем в других арабских странах, не считая стран Персидского залива. Правда, после Ливано-Израильской войны в 2006 году и наплыва иракских беженцев продукты на рынки подорожали. Но в стране не было политической свободы, и действовал закон о чрезвычайной ситуации, принятый еще в 60- годы, который развязывал руки спецслужб. И первые забастовки начались под лозунгами с требованием политической свободы и отмены закона о чрезвычайной ситуации. Этим умело воспользовались политические оппоненты за рубежом и региональные игроки, запустив свои мощнейшие СМИ против президента и правительства Сирии. Если бы Башар Асад взял инициативу на себя и начал реформы, не дожидаясь, когда народ выйдет на улицы, как это сделал король Марокко Мухаммад VI, может Сирия бы избежала такой участи.

- Помнится, Ваши коллеги называли Вас генератором идей, автором таких проектов как олимпиады «Юные знатоки ислама», летние мусульманские слеты. Какие проекты еще хотелось бы Вам запустить?

– Вы знаете, ничего нового я не придумывал. Все что мы делали, есть в традиции наших народов. Когда я вернулся в город, после учебы в медресе, прекрасно понимал, что после 70 лет атеизма люди в одночасье не начнут ходить в мечеть. Поэтому мы начали проводить совместно с администрацией города национальный праздник Сабантуй, где знакомили людей со строительством мечети и другими нашими планами. После нескольких удачно проведенных городских сабантуев при поддержке главы города Виталия Вольфа и управляющего западным управленческим округом Алексея Шабарова, мы обратились в правительство области с инициативой провести областной Сабантуй в Первоуральске. Власти нашу инициативу поддержали, и заместитель председателя правительства Семен Спектр возглавил оргкомитет по провидению Сабантуя. После этого эстафету передали национальным организациям Свердловской области, и начали проводить мусульманские слеты “жыен”. Подписали с министерством образования Свердловской области соглашение о сотрудничестве и на основании этого соглашения разработали положение об олимпиаде “Юные знатоки ислама”. Был учрежден мусульманский женский совет, в его задачу входило посещение больных в больницах, поздравление молодых мам в роддомах и раздача адресной благотворительной помощи во время религиозных праздников.

Что касается будущего, у нас остается не реализованным один глобальный проект. Это строительство здания медресе и организация обучения. Мы еще в 1995 году, когда разрабатывали проект мусульманского религиозного центра, заложили в генплан строительство трех объектов и разбили строительство в три этапа. Мечеть и хозяйственный блок построены, и приняты на эксплуатацию. Остается строительство медресе. Необходимость медресе в регионе и нехватка образованных кадров не подлежит оспариванию, об этом говорил и новоизбранный имам-ахунд РДУМСО Радифулла хазрат Гиндуллин во время назначения его на этот пост. На сегодня нами разработан проект медресе, пройдены все согласования, но по непонятным причинам мы не можем получить разрешение на строительство от городской архитектуры

подписаться на канал
Комментарии 0