Намаз – это второй столп ислама, который следует сразу за свидетельством единобожия, посредством которого человек входит в религию Аллаха. Это поклонение, оставление которого, по одному из мнений учёных, выводит человека из ислама, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Между человеком и неверием с многобожием – оставление намаза». Один из сподвижников как-то спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какое дело является наиболее достойным?» Он ответил: «Намаз в установленное для него время».
Намаз – это крепость, которая оберегает человека от грехов и постоянно напоминает ему о Всевышнем Аллахе. Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил (людей): «Как вы думаете, если бы перед дверьми кого-то из вас протекала река, водой из которой он полностью омывался бы по пять раз в день, то разве осталось бы на нём хоть немного грязи?» Люди ответили: «Не останется на нём никакой грязи». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «А это подобно пяти намазам, которыми Аллах стирает грехи»».
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять намазов подобны полноводной реке, протекающей у дверей того из вас, кто ежедневно полностью омывается её водой по пять раз».
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять (ежедневных) намазов и пятничный намаз искупают прегрешения, совершённые между ними, если только не было (среди них) тяжких грехов».
Обязательно или желательно?
Намаз сплачивает мусульман, поскольку Всевышний Аллах предписал совершать его коллективно. Совершая джамаат-намаз, мусульмане знакомятся и сближаются друг с другом: ведь нет лучшего средства для сближения сердец верующих и установления прочных братских связей между ними, чем поклонение Всевышнему Аллаху плечом к плечу, единым рядом.
Относительно обязательности совершения намаза джамаатом у учёных есть разногласия. Часть учёных посчитала его обязательным. А некоторые из них даже посчитали, что намаз, совершённый в одиночку при возможности совершить его джамаатом, не будет действительным.
Мнение об обязательности совершения намаза джамаатом в мечети выбрали многие известные современные учёные, как шейхАш-Шанкити, Ибн Усаймин, Ибн Джибрин и другие.
Они опираются на большое количество доказательств из Корана и Сунны. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл):«Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут своё оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придёт другая группа, которая ещё не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут своё оружие…» (сура «Женщины», аят 102). В этом аяте речь идёт о намазе, совершаемом в страхе перед нападением врага. Даже подобная ситуация не позволяет мусульманам оставить намаз джамаатом. В целях безопасности им предписано лишь разделиться на две группы и сделать намаз джамаатом, охраняя друг друга.
Учёные, которые посчитали, что намаз джамаатом является желательным, а не обязательным, ссылаются на хадис, в котором передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Коллективная молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз». То есть достоинство намаза джамаатом перед намазом в одиночку как 27 к одному. Значит, согласно этому мнению, которого придерживаются, в частности, шафииты, совершать намаз одному является дозволенным.
Однако правильно ли оставлять намаз джамаатом, ссылаясь на этот хадис и на это мнение? Напротив, этот хадис является самым сильным стимулом, для того чтобы устремиться в мечеть, услышав слова муэдзина. Совершённый вовремя обязательный намаз – это лучшее из деяний, а если он совершён джамаатом, то он лучше в 27 раз. Каждый раз, когда человек пропускает намаз джамаатом, он упускает великую награду Всевышнего Аллаха, которую уже не вернёт.
Связь мусульманина с мечетью
Аллах говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Собрание», аят 9).
Мечети не зря называются домами Аллаха. Мечеть – это место, войдя в которое, человек выходит из мирской суеты. Войдя в мечеть, человек оставляет мирскую торговлю и приступает к другой торговле – торговле, прибыль от которой обернётся для него счастьем в Вечном мире. В мире, перей-ти в который предстоит каждому из нас.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что «если (мусульманин) совершит омовение должным образом, а потом отправится в мечеть, покинув (свой дом) только для того, чтобы помолиться, то за каждый сделанный им шаг он обязательно будет возвышен на одну ступень, а одно прегрешение будет снято с него. Когда же он приступит к намазу, ангелы не прекратят молиться за него всё то время, пока он будет оставаться на месте совершения своей молитвы, пока он не осквернится, говоря: «О Аллах, благослови его, о Аллах, помилуй его!» И он будет пребывать в состоянии намаза всё то время, пока он ожидает его начала».
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) порадовал вестью о Рае всякого молящегося, который стремится принять участие в намазе джамаатом каждое утро и каждый вечер, сказав: «Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается (из неё), Аллах готовит угощение в Раю каждый раз, как он делает это».
При этом удалённость дома от мечети не мешала благородным сподвижникам являться на коллективный намаз, как только они слышали призыв. Объяснялось это тем, что они придавали этим намазам огромное значение. Более того, удалённость их домов от мечети даже радовала их, так как они хотели, чтобы преодоление этого расстояния записывалось им в качестве награды, а количество сделанных ими шагов увеличивало число их благих дел.
Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «В своё время участки земли вокруг мечети пустовали, и люди из бану салима (название племени) захотели перебраться поближе к ней. Когда известие об этом достигло Пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал им: «Дошло до меня, что вы хотите перебраться на жительство поближе к мечети». Они сказали: «Да, о посланник Аллаха! Мы хотели сделать это». Тогда он сказал: «О бану салима! Оставайтесь в своих домах, ибо следы ваши записываются!» И они сказали: ‘‘Не принесло бы нам радости наше переселение!’’».
Утренний и ночной намаз джамаатом
Побуждение к присутствию на общей утренней и вечерней молитве содержится в целом ряде хадисов.
Сообщается, что Усман, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершивший вечернюю молитву вместе с другими подобен тому, кто провёл в молитве половину ночи, а совершивший вместе с другими утреннюю молитву подобен тому, кто молился всю ночь».
Также сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет намазов более тяжких для лицемеров, чем утренний и ночной, но если бы они знали, что в них (то есть какая за них награда), то непременно являлись бы на них, даже если бы им пришлось ползти».
Поведение в мечети
Другой важный вопрос – это поведение в Доме Аллаха. Особенно отношение мусульман друг к другу. Вместо искреннего наставления и терпеливого отношения друг к другу зачастую бывает так, что люди ведут себя довольно резко.
Необходимо понимать, что, став соблюдающими мусульманами, люди не могут вмиг стать ангелами, не могут всему научиться за один день. Мусульмане должны помогать друг другу в этом, и лучшим примером является наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Поразмышляйте над следующим хадисом и подумайте о том, как бы вы поступили на месте посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда какой-то бедуин стал мочиться в мечети, все присутствующие поднялись со своих мест, чтобы наброситься на него, однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Оставьте его и вылейте на его мочу ведро воды, ведь, поистине, посланы вы только для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения!”»
Аллах сказал в Коране, обращаясь к Своему посланнику (мир ему и благословение Аллаха) (смысл): «…а если бы был ты грубым и жестокосердным, то они непременно разбежались бы от тебя» (Семейство Имрана, 159). Давайте постараемся быть похожими на нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).