Среда обитания

Обвинительный уклон перевесил алиби чеченцев

Никулинский суд Москвы продлил срок пребывания под стражей двух молодых чеченцев, обвиняемых в разбойном нападении на сотрудника полиции. Доводы защиты по поводу необоснованности не только меры пресечения, но и самого обвинения суд не учел и оставил право разбираться со всеми перипетиями дела следствию.

Тяжкий случай

КАВПОЛИТ сообщал о задержании двух юношей, которых органы следствия посчитали причастными к нападению на полицейского в штатском и похищении его служебного удостоверения.

Отмечалось, что по данным адвокатов обвиняемых, в уголовном деле имеются явные признаки фабрикации. Кроме того, с точки зрения защиты, в отношении задержанных допущен ряд серьезных нарушений их прав. В том числе и пытки Тимирлана Цацаева, которого принудили оговорить самого себя и своего приятеля — Аслана Каутарова.

Надо отдать должное Никулинскому суду: его работники не препятствовали публичности судебного заседания по решению процессуального вопроса. Небольшой зал суда был переполнен родственниками и друзьями обвиняемых.

Защита была настроена решительно бороться за освобождение парней. Адвокаты уверены, что все подозрения против подсудимых необоснованны. И главное, у каждого их них на момент предполагаемого совершения преступления имеется «железное» алиби. 

Суду были предоставлены положительные характеристики на Цацаева и Каутарова с места их учебы и жительства. Более того, было оглашено ходатайство об изменении меры пресечения Цацаеву на не связанное с лишением свободы, направленное заместителем председателя правительства Чеченской Республики — постоянным представителем ЧР при президенте России Бекханом Таймасхановым.

Прокурор, как и следователь, выдвинул единственный аргумент за то, чтобы оставить юношей под стражей: им вменена тяжкая статья «Разбой», по которой причитается наказание в виде длительного срока лишения свободы. И поэтому обвинение полагает, что подсудимые могут скрыться от следствия.

В итоге прений суд постановил все-таки оставить Цацаева и Каутарова под стражей до 28 декабря.

Путаница в показаниях

КАВПОЛИТ поинтересовался мнением защитников молодых чеченцев: отчего суд не принял во внимание доводы защиты и фактически дал карт-бланш следственным органам в этом уголовном деле?

«Вы понимаете – наш аргумент о том, что мой подзащитный не хочет скрываться от следствия и готов по первому требованию являться на процессуальные действия, априори был отметен, – говорит адвокат Рисалат Андисова, защищающая интересы Аслана Каутарова. – Но я считаю, самым важным доводом, который я доказала в настоящем судебном заседании, это то, что мой подзащитный имеет железное алиби – а именно, он находился в момент совершения преступления в отделении полиции при МГУ. У меня имеется ответ ОМВД на мой адвокатский запрос, и я его приобщила к материалам дела».

Кроме того, по ее словам, показания Цацаева о том, что он и Каутаров совершили преступление, полностью не совпадают с показаниями потерпевшего Пешкова, которые он дал 28 сентября.

«Во-первых, признательные показания у Цацаева были в буквальном смысле выбиты. Из-за этого он оговорил себя и оговорил моего подзащитного Каутарова. К тому же, есть несоответствия с показаниями Пешкова. Последний, к примеру, ничего не сообщал про нож. А как появились признания Цацаева, так сразу о нем "вспомнил"», – рассказала адвокат. 

«До этого Пешков не говорил ни про нож, ни про порезанную куртку и так далее. Также потерпевший утверждал, что ему нанесли около 10 ударов по голове. А обвиняемый Цацаев показал, что когда Пешков упал, то Каутаров будто бы ударил его в живот. Тот пытался позвонить, а Каутаров отобрал у него телефон. Однако, пострадавший ничего такого на очных ставках не говорил», – говорит сторона защиты.

«Помимо всего прочего, не совпадает и место предполагаемого преступления в показаниях потерпевшего и обвиняемых. Пешков рассказывает, что он находился рядом с церковью около смотровой площадки МГУ, сидел на лавочке с девушкой по имени София. Тогда как Цацаев говорит о пешеходном переходе и ни о какой девушке не упоминает», – подчеркнула адвокат Андисова.

Не над схваткой

«Почему не была принята наша аргументация о том, чтобы заменить меру пресечения — содержание под стражей на иную? Чтобы пояснить, почему так и не услышали наши аргументы, мне бы хотелось отметить, что 99 процентов жителей Чеченской Республики, которые обратились с жалобами в Страсбургский суд, свои дела выигрывают. Это говорит о том, что граждане Российской Федерации нашли судебную защиту не на территории России, а за ее пределами», – отметил адвокат Цацаева Аднан Исхаков в интервью корреспонденту КАВПОЛИТА.

«К большому сожалению, по моему убеждению, эта практика подтверждает, что у нашего суда не получается быть "над схваткой"». Суд не обеспечивает условия состязательности. Он ведь не имеет права принимать сторону обвинения или сторону защиты», – добавляет адвокат.

Видео: Ольга Павлова

Защитник Цацаева акцентировал внимание на том, что нет процессуального документа, подтверждающего, что его подзащитный может скрыться от следствия или воспрепятствовать его проведению. Говорится лишь о тяжести вменяемого ему преступления, предусматривающего лишение свободы.

«А если обвинение не подтвердится? Тогда что? Еще раз повторю, принцип равноправия сторон не соблюден. Все потому, что сама система, в том числе судебная, на мой взгляд, не совершенна, нет того контроля и надзора, который должен быть», – резюмирует адвокат Исхаков.

Следователь — мать его

Своими впечатлениями от судебного заседания с КАВПОЛИТОМ поделился и присутствовавший в зале заместитель председателя Всероссийского межнационального союза молодежи (ВМСМ) Азамат Минцаев.

«Любой человек, выслушав доводы обвинения, и мало-мальски разбирающийся в законодательстве РФ, сделает для себя вывод, что все это дело — ерунда. Я поначалу был уверен, что судья изменит меру пресечения, так как факты были налицо. Защита просила сторону обвинения сделать запрос в полицию и в "скорую", чтобы определить точное время звонка, потому что ребята в это время уже находились в отделении и не могли быть на месте преступления. Но следователь этого не сделал. На все замечания адвокатов судья не реагировал. Потом, когда он ушел, ближе к концу, всем стало понятно, что содержание Цацаева и Каутарова продлят. Возникло впечатление, что прокурор, судья и следователь были в одной связке», – рассказал представитель ВМСМ.

Минцаев пояснил, что по роду своей деятельности уже не в первый раз сталкивается с подобным «беспределом» со стороны правоохранительных органов.

«На моих знакомых несколько лет назад также пытались "повесить" нападение, даже дело "шили" и требовали большую сумму денег», – заявил Азамат Минцаев.

Заинтересованность в данном деле проявил руководитель отделения партии «Справедливая Россия» в Гудермесском муниципальном районе Чеченской Республики Адам Абзотов, на имя которого, с просьбой оказать содействие, поступило письмо от старшего брата Тимирлана Цацаева – Висхана.

«Я связался с адвокатом обвиняемого, который рассказал, что уголовное дело по этому было заведено в отделении, которое не относится к территории, где было совершено преступление. По закону, если человек обратился с заявлением, сотрудники полиции обязаны принять его, но потом должны переправить в то РОВД, к территории которого относится место преступления», – обратил внимание Абзотов.

По информации депутата, следователь, которая завела уголовное дело, является матерью подозреваемого.

«Возник вопрос из-за схожести фамилий потерпевшего и следователя, которая завела уголовное дело, оба – Пешковы. Мне удалось выяснить, что она является не кем иным, как матерью потерпевшего. Сам факт заведения уголовного дела, где фигурирует родственник следователя – противоречит закону», – резюмировал «справедливоросс».

          

подписаться на канал
Комментарии 0