Среда обитания

Реформы здравоохранения России и исламская клиника в Москве оказались безуспешными

 Социальная температура

Всероссийская акция протеста "За достойную медицину" пройдет в Петербурге 30 ноября на площади Ленина. В ней примут участие не только врачи, но и учителя, представители общественных организаций. Источник:itar-tass.com

Мэрия Москвы согласовала демонстрацию и митинг 30 ноября против сокращения медиков Акция «За доступную медицину» пройдет в Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Казани, Уфе и других российских городах, пишет comstol.info.

Взгляд на проблему, о реформе российского здравоохранения и исламской медицине интервью известного общественного деятеля, доцента кафедры травматологии и ортопедии Российского университета дружбы народов, врача высшей категории Магомеда Абдулхабировича Абдулхабирова.

Медиков сокращают

С.М.: Митинг московских врачей и профсоюза медработников «Действие» поддержан в регионах. Мотивом послужила реформа, которую проводит Департамент здравоохранения Москвы, закрытие одних медучреждений и укрупнение других, что вызвало сокращение людей и недовольство пациентов. Реформирование всей системы здравоохранения России таким путем – оно приемлемо в практической медицине? Не сказывается ли диктат экономики в медицине?

М. Аблулхабиров: Реформа выставит на улицу более 7 тысяч специалистов благородной профессии только в Москве. Не вина медиков, что Россия оказалась в трудной экономической и политической ситуации. «Оптимизация» здравоохранения принижает значимость медицины в обществе, многим уволенным рекомендуют должности санитаров и патологоанатомов. Инициативы Минздрава не были вынесены на публичное обсуждение медицинским сообществом. Проводимая структурная реорганизация увеличит число послеоперационных осложнений и недолеченных пациентов.

Нельзя было копировать зарубежный опыт без учета наших реалий. Вначале надо было бы создавать реабилитационные отделения, учитывая, что экономическая и социальная жизнь россиян очень отличается от европейских стандартов.

С.М.: То есть митинг протеста врачей и представителей профсоюза имел веские основания? Но реформа не коснется только работающих в ведомственных спецполиклиниках и занятых в новой сфере медицины - индустрии имиджа ни в Москве, ни в регионах.

М. Аблулхабиров: Если эксперимент над врачами пройдет в Москве, то в других субъектах России вообще перестанут медиков за людей считать. Ужасающая ситуация с уволенными. Ни одна страна в мире не рискнула бы провести такое массовое сокращение медиков. До рекламируемой системы семейных врачей нам еще далеко. Протест московских медиков был очень слабым, хотя и поговаривают о проведении всероссийской акции протеста. Чиновники московского Департамента здравоохранения не пришли на митинг, хотя знали заранее о нем. А почему бы не провести «оптимизацию» чиновников под контролем медицинской общественности?

 

Зарплата врача: Россия Турции не конкурент

С.М.: Системный отток медиков высшего звена из регионов России в Москву образовал «озоновую дыру» в региональной системе здравоохранения. Получается, что кадровый регулятор в российской медицине отсутствует. В Турции, где Вы практиковали, как у них поставлено кадровое обеспечение в здравоохранении? Какое предложение Вы подали бы Минздраву России как вузовский преподаватель и практикующий врач?

М. Аблулхабиров: В Москву приезжают на работу из-за маленьких окладов медиков в регионах. Очень плохо, что Россия не унаследовала всё то полезное, что было в Советском Союзе в здравоохранении. Система распределения была управляемой. Я не в курсе о системе распределения выпускников медицинских факультетов в Турции, но я точно знаю, что государственная и частная медицина там, как и во всех странах мира, строго разграничены.

В России частная медицина имеет официальный доступ к государственным страховым деньгам. Нонсенс. Золотая нива для коррупции. Понимаю, что частники не бесплатно смогли убедить депутатов Госдумы «в пользе» этого безобразия.

В Турции медики получали зарплату в те годы, когда я работал в 25 раз больше, нежели коллеги в России. В РФ за свою лечебную практику ассистенты, доценты и профессора отныне не будут иметь ни одного рубля от больницы. В Турецком университете, где я работал, за каждого леченного больного официально платили, помимо соцпакета, - комфортных условий работы и проживания. Нам очень далеко до турецкой университетской медицины.

Министерству здравоохранения можно было бы посоветовать: уберите из медицинских учреждений гигантское число охранников. Второй совет: беспощадное увольнение из медицины непрофессионалов в своем деле и коррумпированных руководителей. Третье: реформирование ведомственных поликлиник, больниц и санаториев, финансируемые из госбюджета. После чего на народное здравоохранение не остаётся достаточных средств.

С.М.: Позитивная госпрограмма «Земский доктор» - она по большому счету «догоняющая» и имеет возрастное ограничение, профессора и доценты в сельских амбулаториях не появятся по этой причине. Что Вы думаете по этому вопросу?

М. Аблулхабиров: Можно было бы организовать выездные консультации докторов в сёлах, райцентрах и в малых городах России, но для этого нужно выделить финансы и спецтранспорт.

С.М.: Может реформу в медицине целесообразнее было бы начинать с национальной просветительской программы Минздрава? Ведь многие идут в поликлинику из-за давления или насморка, не зная как себе помочь.

М. Аблулхабиров: Наша страна находится в хвосте мировых держав по уровню жизни граждан. В Советском Союзе успешно действовало санитарное просвещение. Был Научно-исследовательский институт санитарного просвещения, отделы санитарного просвещения при региональных минздравах. Врачи всех профессий ездили с лекциями на предприятии, проводили полезную просветительскую работу. Взамен появилась пропаганда услуг магов, экстрасенсов. Это всё рассчитано на оболванивание граждан.

На медпросвещение Минздрав РФ выделяет. К примеру, по тендеру за профилактические телепередачи по ВИЧ- инфекции выделено в прошлом году 72 млн рублей ( госконтракт К-18-Т/11). Куда они делись? К примеру, в течение двух лет я попытался было издать бюллетень "О признаках переломов и первой само- и взаимомощи при них". Мне этого не удалось!

Ни один олигарх не построил ни одной больницы или поликлиники в Дагестане

С.М.: Вы часто выезжаете в Дагестан, знаете ситуацию в медицине и политике, дагестанские врачи имеют повод подключиться ко всероссийской антиреформенной акции, или им заранее запретят? 

М. Аблулхабиров: Дагестан уже 200 лет в составе России и страдает теми же социальными, экономическими, нравственными и коррупционными недугами, что и вся Россия. Кроме того, в Дагестане зарплата медиков в разы скромнее, нежели в Москве. Огромное число пациентов из Дагестана приезжают в Москву для лечения. И самое главное: дагестанские руководители лечатся за рубежом или, на худой конец, в кремлевской больнице. Ни один олигарх не построил ни одной больницы или поликлиники в Дагестане, или не приобрел современную аппаратуру для медицинских учреждений республики.

С.М.: В республиках Северного Кавказа общая социальная проблема – высокогорные поселения. Минздрав Кабардино-Балкарии в текущем году закупило быстро собираемых ФАП в Татарстане, таким образом решили давние проблемы, в отдаленных горных сёлах открыты современные амбулатории. В вашем Дагестане как заботятся о здоровье удивительных жителей гор?

М. Аблулхабиров: В отчетах все прекрасно. Но я могу показать сельские и районные учреждения медицины, которые с большой натяжкой можно соотнести к медицине. В горах есть аулы, куда до сих пор не проложены дороги. Также можно увидить дворцы глав администраций и министров.

 

Недолгий век исламской клиники в Москве

С.М.: В Москве некоторое время назад как разновидность бизнеса два бизнесмена открыли исламскую клинику, и на её открытие известный и влиятельный политик высокого ранга отозвался резко негативно, а сама клиника вскоре закрылась, не принося хозяевам ожидаемых доходов. В стационарной медицине соблюдающие мусульмане испытывают большие проблемы с совершением намаза и из-за отсутствия халяльного питания. Однако Минздрав РФ явно не готов поставить данный вопрос на повестку, даже при текущем поступательном росте исламского сегмента в стране. Как примирить госполитику России с ролью и функциями исламской медицины?

М. Аблулхабиров: У светского государства не могут быть исламские, христианские, иудейские, буддийские, католические  и иные религиозные медицинские учреждения! Но никто же не запрещает частникам построить таковые в России и мире, ведь в мусульманском сообществе есть огромное число богатейших людей, почему бы не построить им частные больницы, поликлиники и родильные дома для мусульман, не провести полезную конференцию по аспектам исламской медицины в светском государстве?

Ежегодно россияне, в том числе дагестанцы (особенно) вкладывают в экономику Саудовской Аравии миллионы долларов, совершая хадж. Почему же КСА не вкладывает в экономику, медицину, культуру и науку России и Дагестана? Много «почему». Трагизм в том, что люди чаще и быстрее объединяются вокруг политических интересов, нежели вокруг помощи нуждающимся. Проблема в том, что шейхи, президенты и олигархи лечатся где хотят, в оснащенных медицинских центрах мира, пренебрегая нуждами простого народа, исламской уммы.

Автор: Светлана Мамий, Москва
подписаться на канал
Комментарии 0