Недавно стояла в очереди, хотела купить узбекский чурек. Каждый, кто покупал хлеб, выбирал побольше, порумянее, тогда как впереди лежал чурек, чуть-чуть поменьше и чуть-чуть побледнее. Я посмотрела на него и подумала: «Бедный, наверное, он тоже хочет, чтобы его купили, ибо качество хлеба зависит не только от размера и цвета, а от того, как его». И я решила взять его. Раньше, в юности, я удивлялась, как можно насытиться несколькими финиками, маленьким куском хлеба или же глотком молока. И один раз, размышляя над этим, я сказала себе: «Стоп. Что за глупость. Ведь не в Воле ли Всевышнего сделать человека голодным или сытым? Вспомни историю Юсуфа (мир ему), когда он провёл рукой по животу правителя, произнося “бисмиллах”, и тот почувствовал сытость».
В нашу эпоху рыночных отношений люди ради денег готовы унизиться, каждого человека рассматривают как объект выгоды. Главный вопрос во многих госучреждениях не «кто ты», а «с чем пришёл». Взятку рассматривают как дополнительный заработок. И ради этого недозволенного дохода целенаправленно учатся многие студенты.
Люди живут сначала в страхе, что не успеют накопить, а потом – в страхе потерять накопленное. И смотрят друг на друга с подозрением как на очередного претендента на его имущество, и зачастую не зря, ибо подобное притягивает подобное.
В Исламе для мусульманина имущество, честь и кровь другого мусульманина запретны. Но в наше время всё это стало дозволенным, если вопрос касается личной выгоды. Дети готовы продать родителей, а родители – детей. Ибо, как назовёшь, когда впереди простенько одетой матери шагает раздетая дочь, когда родители способствуют тому, чтобы сделать дочке карьеру модели, певицы, актрисы, а дочери, в свою очередь, изо всех сил стараются выставить свою красоту на публику, называя это сценическим образом? При этом родители говорят, что они делают это во благо. Может ли быть благо в недозволенном? Или же родители думают, что они любят своих детей больше, чем Создатель свои создания?
А ведь такое явление было несвойственно Дагестану. Да, дагестанцы всегда любили музыку и танцы, вопреки всем запретам. Но они никогда не выставляли своих женщин на обозрение. Всё началось во время политики раскрепощения женщин. Сначала, зная, что дагестанцы любят музыку и танцы, объявляли о концертах, а когда собиралась публика, то перед концертом проводили «маленькое политпросветительское и антирелигиозное собрание». А потом в концерты для выступления включали горянок, которые распевали «обличающие мулл и кулаков» и восхваляющие новую власть песни, а дальше горянки становились и актрисами в театрах и т. д. Так плохое ведёт к ещё худшему.
Несвойственно было Дагестану и то, чтобы женщины ездили на заработки, оставляя пределы своего места жительства. А сегодня на заработки ездят не только в города Дагестана, но и за пределы республики. Всё бы ничего, если бы не дурные слухи, которые доходят потом. А ради чего всё это?
То же самое, когда родители оказываются в домах престарелых, чтобы они не отнимали «драгоценное время», которое нужно уделить приобретению материальных благ. А ведь настоящей драгоценностью становится то время, которое мы тратим в поисках довольства родителей. Если, конечно, их требования не противоречат религии. В Дагестане авторитет родителей всегда был непререкаем.
А сострадание и гостеприимство – главные качества дагестанцев, о которых некоторые напрочь забыли. Отсутствие их особенно ощущается, когда оказываешься в больнице. А было время, когда отказ в помощи больному был позором для лекаря, при этом они оказывали помощь не ради благодарности, а ради Всевышнего. Хотя после установления советской власти их и называли «тёмными знахарями», ставя в противовес врачам, чтобы сказать как много делает власть для народа.
Да, ХIХ век не сравнится с ХХ, а ХХ век с ХХI веком. Время меняется, но Ислам неизменен. И кто-то придерживается его, а кто-то нет. А некоторые вроде бы придерживаются, но заблуждаются, ведь многое зависит от намерений и знаний.
И поэтому хочется сказать, что в современном хаосе наши глаза никогда не насытятся, если мы не вернёмся в Ислам и не начнём каждое дело с бисмиллях, и не будем стремиться искать дозволенное пропитание и достоверные знания.
Говоря о недостатках современного дагестанского общества, я не ставлю себя выше остальных, нет, просто тоже хочу избавиться от своих недостатков и надеюсь, что и у вас имеется такое же желание во благо нашего же общества и будущего поколения.
Да направит Аллах нас на правильный путь. Аминь.