ФСИН и исламские структуры России планируют избавить мусульман от радикализма?
В России будет распространяться правильный тюремный ислам. Заключенным, а заодно и сотрудникам ФСИН дадут почитать и разъяснят, чем отличается «традиционный ислам» от того, что называют радикализмом и экстремизмом.
Мусульмане и тюрьмы России
Как сообщала уже «Кавказская политика», между Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) и некоммерческой российской организацией «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования» заключено соглашение, согласно которому, тюремные библиотеки пополнятся брошюрами, разъясняющими тонкости ислама, например «Салафизм. Взгляд изнутри», «Салафизм. Коротко о главном», «Научное понимание джихада».
Помимо этого, намечаются и некие просветительские мероприятия, организованные при помощи официальных мусульманских духовных управлений.
Правоохранители полагают, что таким мерами они смогут предотвратить рост экстремистских настроений среди заключенных-мусульман. По их данным, осужденный, находящийся в исправительном учреждении и активно проповедующий идеологию экстремизма, за короткий срок способен привлечь в свои ряды пять-семь, а то и более человек.
Итак, теперь исламская литература в исправительные учреждения будет доставляться централизованным образом? Но под чьей эгидой? Существует ли программа пополнения тюремных библиотек правильной исламской литературой? Будут ли они в общем доступе, или предназначат исламские книги только для мусульман?
Ранее, по словам бывших сидельцев мусульманского вероисповедания, литературу завозили «прямо на зону», где ее контролировал «смотрящий» из мусульман. Книги, брошюры и прочее находились у самих верующих. Видимо, сейчас поступят новые директивы по поводу проверки литературы.
Впрочем, для многих колоний по-прежнему актуальны проблемы не столько отсутствия библиотек с исламской литературой как таковой, но и отсутствие специальных молитвенных мест для мусульман.
В настоящее время в учреждениях пенитенциарной системы сидят мусульмане разных национальностей и у всех разный менталитет. При внедрении литературы, несомненно, придется учитывать и этот фактор.
Так, по сведениям муфтия Центрального духовного управления мусульман России по Республике Мордовия Фагима Шафиева, в одном только Дубравлаге, где отбывают наказание в виде лишения свободы около 8000 человек (количество может варьировать из-за этапирования и прочих обстоятельств), до полутора тысяч осужденных мусульман. Их национальный состав весьма разнообразен.
Это представители народов российского Северного Кавказа, Центральной Азии, мусульмане внутренней части России – Сибири, Поволжья, Центрального региона. В отличие от ряда других мест лишения свободы здесь свобода религии для заключенных более или менее обеспечивается.
«В Дубравлаге имеется одна отдельно стоящая мечеть в ИК-7. В трех учреждениях есть надомные мечети. В остальных восьми учреждениях действуют молитвенные комнаты, которые посещаются и на пятничные богослужения. Функционируют они согласно графику, поданному исполняющим обязанности имама из числа осужденных.
Ни одно из мест поклонения не пустует, действует постоянно, – рассказывает в беседе с «Кавказской политикой» муфтий. – Эти результаты достигнуты были благодаря взаимодействию и пониманию со стороны администрации УФСИН.
И, конечно, это заметно сказалось и на самих осужденных, меньше стало нарушений, больше стали интересоваться исламскими знаниями, историей ислама, чтением Корана. Наши священнослужители регулярно, постоянно посещают, несмотря на отдаленность, Дубравлаг.
Безусловно, до создания молитвенных комнат была проблема помолиться в отрядах, в бараках, что, естественно, создавало определенные неудобства и в отношениях мусульман и немусульман».
Он признает, что это лишь начало пути, и существует большая необходимость создания молитвенных комнат в других зонах так же, как и в организации линии библиотек с согласованными с управлениями ФСИН книгами.
«По линии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования муфтият получал некоторые книги, которые переданы, как на книжные полки молитвенных комнат, так и в общие библиотеки при исправительных колониях. Кстати и книга «Научное понимание джихада» тоже есть в общем доступе», – отметил Шафиев.
Добрый доктор Абдурахим
Как пояснил заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али Вячеслав Полосин, работу доктора Усмана Абдурахима «Научное понимание джихада» издавал центр «Аль-Васатыя», а теперь фонд помог переиздать эту же книгу большим тиражом.
Автор этой книги — египтянин, являющийся ныне советником заместителя министра по делам ислама и вакфам Кувейта, один из инициаторов международной конференции «Исламская доктрина против радикализма». Этот ученый в прошлом был радикалом. В молодости воевал в Боснии.
«Как всегда молодые люди рвутся горы свернуть, но не всегда удачное применение своей энергии находят. Усман Абдурахим сидел в египетской тюрьме, где выжил и, вероятно, переоценил какие-то свои прежние взгляды, – поведал Полосин. - То есть он прошел сам путь от радикализма к умеренности и, основываясь на собственном опыте, может судить о многих явлениях в данной среде.
Описав свой жизненный путь, ученый призывает других мусульман не следовать ему. И довольно успешно. Ведь он владеет той же терминологией, что и те, кого принято называть радикалами и экстремистами.
Таким образом, он утверждает об ошибочности пути вооруженной борьбы на языке ее сторонников. Доктор Усман является признанным специалистом в этой области. Его доказательства («далили») базируются на Коране и Сунне, а также на мнениях авторитетных ученых.
Он, в частности, широко использует труды Ибн Таймии и Ибн Кайима, чтобы показать важнейшие аспекты в правильном понимании джихада. Многие их тех, кто сегодня ссылается на труды этих ученых прошлого, их не знает и, по сути, выдумывает неверное представление о джихаде, в то время как без шариатских оснований джихада быть не может, а вместо него будет иметь место разбой и преступления».
Стоит заметить, что доктор Абдурахим по приглашению российских мусульман побывал в России и даже посетил в этом году мордовские лагеря. Он также выступал с лекциями в Чечне.
Наставники и путь джихада
В свою очередь, по мнению другого заместителя директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Эдуарда Хачукаева, ни одна книга сама по себе не может преодолеть или внедрить какие-либо взгляды. Только пройдя через сознание человека, информация становится знанием. А этому невозможно случиться без учителя, наставника.
«Любая литература может быть разъяснена, получить ту или иную трактовку, которая так или иначе повлияет на внутреннее состояние религиозно мотивированного человека. В принципе на людей воздействуют с помощью метода «кнута и пряника». То бишь используя поощрения или наказания, разрешения или запреты, – говорит наш собеседник. – Однако, если у некого человека наступит разочарование этой жизнью и он желает поскорее вернуться к Богу и быстрее попасть в рай, то на него вышеназванный метод эффективно не подействует. Он уже не думает о жизненных благах. Такой человек ищет "правильной возможности" расстаться с этим миром, возвратиться к Богу.
И в этом направлении его сознание форматируют специалисты-интерпретаторы, известные нам давно. Именно здесь и возникает тот самый радикализм, которого стоит опасаться. Ибо человек выбирает путь наименьшего сопротивления, ищет смерти, совершая, к примеру, самоподрыв, вроде бы желая быть угодным Богу».
Как считает Хачукаев, порочность и ошибочность данного пути некому порой объяснить, опираясь на доводы, близкие такому человеку. Этого не делают учителя и наставники из числа муфтиев, имамов и других служителей духовных управлений.
«И если те, кто заявляет о своей ответственности за то, чтобы поставить человека на истинный путь, не сделают этого, то найдется непременно другой учитель. Нужна работа и контрработа. Вопрос учителей и наставников фонд может помочь решить, но только тем, кто этого хочет и кто на это способен.
А если не хотят и не могут, то что тут поделаешь?» – сетует заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.
Возникает резонный вопрос: а есть ли в России такие обладатели знания, которые могли бы донести до мусульман правильный путь взамен пути заблуждений?