Вообще, само слово манхадж и не плохое - методология, программа, путь. Есть даже аят с таким словом:
لِكُلٍّ جَعَلْنَا مِنْكُمْ شِرْعَةً وَمِنْهَاجًا
Каждому из вас Мы установили закон и путь. (5:48)
Вчера спросил у одного студента аспирантуры Мекканского Университета, салафита, после того, как он произнёс термин: اخوة المنهج как он понимает его. Он ответил, что манхадж это синоним слова Шариат, религия, Ислам. Я спросил у него, если нам говорят, что у нас разные манхаджи, то это значит, у нас разные религии? Он ответил: получается так.... (в принципе скрытый такфир) это ещё как-то можно услышать от прихожанина салафитской мечети, черпающего знания из вконтакте. Но от аспиранта серьёзного талиба аль-ильм я такого не ожидал. Я слегка был удивлён, но сделал кое-какие выводы, не судя по одному человеку конечно. У моих знакомых уже почти год конфликт с несколькими покупателями - жёсткими салафитами, которые за три секунды определят кто ты по жизни, один даже учился с десяток лет в Египте. Несколько раз мы пытались подтянуть их на третейский суд, были просто отказы, однажды нам сказали, что согласны только, если будет судить муфтий КСА!!!)))) Я сказал, почему бы не муфтий Гваделупы например, до него наверное легче дотянуться. Потому, что у меня нет связи с муфтием КСА. И всякий раз когда к ним приезжают знакомые, и этот аспирант с Мекки в том числе, они, даже не выслушав вторую сторону, и даже не просмотрев договора, естественно начинают защищать اخوة المنهج т.е. "братьев по манхаджу". В Сирии, да в любом месте, где есть "братья по манхаджу" можно услышать, что мы пойдём на суд только если нас будут судить люди из нас или на нашей акиде. Причём, никогда не услышишь извинений, даже если человек явно не прав, и сам осознаёт это.
Как будто от признания неправоты они боятся, что проиграет весь их "манхадж", хотя я до конца не понимаю специфики этого самого "манхаджа", но вижу не первый год, что у таких товарищей мусульмане делятся на два вида: "братья по манхаджу" и остальные мусульмане (а может уже даже и немусульмне по их мнению), как у евреев все люди на евреев и гоев. Невольно вспомнился аят:
وَمِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ مَنْ إِنْ تَأْمَنْهُ بِقِنْطَارٍ يُؤَدِّهِ إِلَيْكَ وَمِنْهُمْ مَنْ إِنْ تَأْمَنْهُ بِدِينَارٍ لَا يُؤَدِّهِ إِلَيْكَ إِلَّا مَا دُمْتَ عَلَيْهِ قَائِمًا ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا لَيْسَ عَلَيْنَا فِي الْأُمِّيِّينَ سَبِيلٌ وَيَقُولُونَ عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ وَهُمْ يَعْلَمُونَ
Среди людей Писания есть такой, который вернет тебе целый кантар, если ты доверишь его ему, но есть средь них и такой, который, если ты доверишь ему всего один динар, не вернет его тебе, пока ты не встанешь у него над душой. Они поступают таким образом, потому что говорят: «На нас не будет греха из-за этих невежд». Они сознательно возводят навет на Аллаха. (3:75)
Я уверен в том, что такие "братья по манхаджу" никогда не смогут возглавить или привести мусульман к чему-то хорошему. Резать головы и играть с ними в футбол, самоподрывы. Да может быть это хорошо получится, но руководить Уммой - навряд ли. Ведь даже если они дорвутся до власти, народ будет гоями, всегда виноватыми, а они будут высшей кастой. А в случае, если у них нет власти над Уммой, их можно найти по кучкам в мечетях, косящихся на всех остальных. Или вообще не посещающих мечеть, игнорирующих всех мусульман. Короче пятая колонна в Умме. И как далеки они от салафов, на название которых они претендуют. Вспомним суд еврея с повелителем правоверных Халифом Али (р.а.), когда судья назвал его Абу Хасаном, а еврея по имени, его заставили назвать еврея также куньей, которая ему нравится. И в итоге Али (р.а.) проиграл тяжбу, потому, что не хватило доказательств.
Недавно связался один мусульманин на джихадистских убеждениях, спрашивает вопрос: 10 лет назад ограбил мечеть, потому, что она муфтиятская, не на акиде, при чём это не на Кавказе. Только сейчас он понял, что поступил неправильно, хочет компенсировать. Хвала Аллаху, что он понял, что в мечети говорятся слова: Аллаху Акбар, и делается суджуд Аллаху, кто бы её не построил. Понадобилось десятилетие....
Да что говорить, мне самому понадобилсь достаточно много времени, чтобы начать понимать, что не нужны никакие "братья по манхаджу", которые найдут в мусульманах много чего нового, что те сами о себе не знали. В который раз пишу, что нам нужны братья по Исламу, а не по манхаджу. Если человек верит в 6 столпов веры, и соблюдает фарзы, сторонится харама. Это богобоязненный мусульманин, если не все соблюдает, то грешник. Ширк и куфр это то, что Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) назвали ширком и куфром, а не то,что надумали сейчас. Вот и вся классификация.