(На фото: внутреннее убранство мечети в г. Брно, Чехия)
Евростандарты демократии и хиджаб
Министр образования Чехии Марцел Хладек перед началом учебного года поведал о незапрещении хиджаба в школах Чехии. По мнению высокопоставленного чиновника хиджаб процессу учебы не мешает.
Община мусульман в современной Чехии составляет всего пятьдесят тысяч человек, во Франции - пять миллионов. Сравнительный анализ уровня социализации исламской религии в двух европейских странах-членах ЕС питает разницу в «социальных генах» французской нации и чехов: ношение хиджаба одной школьницей-мусульманкой в Лионе «сподвигло» педагогическое сообщество Франции на массовую забастовку. Французы в мусульманском платке видят угрозу безопасности страны. Каково положение мусульман в Чехии и как чехи относятся к исламской культуре, - на вопросы ответил Ислам Текушев, живущий в Праге социолог и политолог, автор известной повести «Кавказская пастораль», изданной в Праге, главный редактор информационно-аналитического ресурса Caucasus Times.com.
В Чехии исламский вопрос находится в ведении директоров школ
Islam-Today: По словам министра образования, в Чехии не запрещают хиджаб в школах. Говорит ли риторика чиновника о прогнозе развития исламского сектора в Чехии и адекватной этно-конфессиональной политике внутри Чехии?
Ислам Текушев: В Чехии нет однозначного отношения к у, также нет специального закона, регламентирующего вопросы ношения религиозно-этнической одежды в учебных заведениях. Этот вопрос находится в ведении директоров школ, которые могут либо разрешить, либо запретить ношение того же головного убора или хиджаба. Школы и вузы чаще всего очень лояльно относятся к культуре и традициям иностранцев. Но если руководство школы приняло рекомендационное решение, посчитав, что свобода одного ученика, ограничивает права других, то ученик должен к нему прислушаться, или в случае несогласия, имеет право опротестовать решение руководства школы в суде.
При этом чаще всего, когда возникают такие ситуации, в этот процесс вмешивается омбудсмен, который ведет контроль за соблюдением прав национальных меньшинств в Чехии.
Так было и в случае со студентками средней медицинской школы в Праге, которые приехали учиться в Чехию из Сомали. Директор школы посчитав, что лица учеников должны быть открытыми, принял решение о запрете на ношение в школе головного убора, закрывающего лицо. В знак протеста девушки отказались от учебы, хотя имели полное право опротестовывать в суде решение директора школы и продолжать учебу. После вмешательства в это дело чешского омбудсмен, который выпустил специальную декларацию, дирекция данного учебного заведения либо прислушается к рекомендациям правозащитника, который признал решение школы дискриминационным, либо будет его опротестовывать. В любом случае – этот вопрос будет предметом обсуждения.
Однако такие случаи единичны в Чехии, и чаще, если такие споры и возникают, то они решаются путем диалога.
Islam-Today: Какие возможности у национальных меньшинств в Чехии? Диаспоры имеют центры языка и культуры, или нацменьшинства поставлены в условия ассимиляции в чешское сообщество? И каковы нравственные ориентиры автохтонов - чехов?
Ислам Текушев: В Чехии существуют несколько культурных центров для исламских общин, где мусульмане могут совершать религиозные обряды, пообщаться на досуге. Их десятки по всей Чехии, и их количество отвечает числу мусульман, проживающих в Чехии. Этнических мусульман в Чехии не так уж много, чуть больше 50 000 человек, среди которых выходцы из Ближнего Востока, Кавказа и Центральной Азии.
При этом отношение к мусульманам со стороны государства и общества лояльное. В Чехии существует специальная радиостанция «Этно-радио».
Каждый год в Праге проходят фестивали этнической культуры, где выходцы из мусульманских стран могут ознакомить чешское общество со своей культурой, традициями и религией.
Islam-Today: Интересна современная секулярная картина Чехии. На опрос, проведённый в 2005 г., 19 % опрошенных сообщили, что верят в Бога, 50 % - верят в некую природную или духовную силу, и 30 % - не верят ни во что из этого. Этнические мусульмане даже не попали в сетку соцопроса, вас так мало в Чехии? Как социолог и политолог, чем бы Вы объяснили, что мусульманский сегмент вне мониторинга в Чехии?
Ислам Текушев: Чешское общество значительно отличается от своих европейских соседей степенью религиозности, здесь в большей степени присутствует атеизм. При этом, конечно, в Чехии преобладает католицизм, но и не малая часть чехов традиционно исповедует православие. Здесь наряду с католическими костелами существует много православных храмов. Эта особенность также отражается и на выходцах из мусульманских стран, не многие этнические мусульмане соблюдают религиозные обряды, хотя считают себя мусульманами.
Я думаю, что социологическое исследование, на которое Вы ссылаетесь, говорит лишь о том, что методология опроса не позволила выделить мусульманскую общину из общей выборки. Также, прежде чем делать выводы, было бы хорошо знать, что являлось предметом изучения, степень религиозности или идентичность? Как были интерпретированы результаты исследования прессой и многое другое. Это вопрос скорее к тем, кто провел данный опрос, и кто опубликовал эти данные.
Мечеть в г. Брно
Islam-Today: Как на практике работает европейская демократия в Чехии? В корпусе чешского парламента, в мэрии Праги фигурируют ли этнические мусульмане, кто-то из мусульман занимает высокий пост в Чехии?
Ислам Текушев: Вопрос религиозной принадлежности в чешском обществе не влияет на систему подбора кадров в целом. Такая же ситуация сложилась и в государственных структурах. Сама религия рассматривается как часть частной жизни человека, никто Вас не спросит, кто Вы по национальности или являетесь ли Вы приверженцем той или иной религии. Другой случай, если сам общественный деятель или политик в своей политической или иной деятельности делает акцент на религии или этничности.
В чешском парламенте работают люди разных национальностей, но религиозные взгляды этих людей остаются за пределами их общественной и профессиональной деятельности.
Сами же мусульманские общины и этнические общины могут влиять на политику через общественные организации и партии. Так, среди чешских депутатов есть немало тех, кто часто выступает за права национальных меньшинств.
Запрет на совершение жертвоприношения животных
Islam-Today: Как решается в Чехии вопрос халяльных продуктов питания? Курбан-байрам – праздник всех мусульман организовывается в чешском пространстве?
Ислам Текушев: В Праге десятки магазинов, где продаются халяльные продукты. При этом они весьма популярны и у чешского этнического массива, так как здесь можно приобрести продукты, которые не имеются в ассортименте супермаркетов – это сыры, крупы и специи халяьные. Курбан-байрам в Чехии отмечается проповедью в мечети, пожертвованием и традиционным застольем. Чаще всего мусульманские общины собираются в семейном кругу, кругу друзей. Если же общины обращаются к властям Праги с тем, чтобы им предоставляли специальное место для праздника, их просьбу удовлетворяют. Никаких препятствий в этом плане мусульмане в Чехии не испытывают.
Кроме того каждый год организатором праздника в Курбан-байрам в Праге выступают посольства различных стран, в числе которых и Таджикистан, Казахстан. На эти мероприятия приглашаются чешские общественные деятели, политики и пресса.
Единственным ограничением для мусульман и других религиозных общин является запрет на совершение жертвоприношения животных. По закону в Чехии не только в религиозных целях, но и в обычный повседневной жизни умерщвление животного может совершить лицо, имеющее на это специальное разрешение, патент. При этом в специально отведенных местах. Но данный запрет вне религиозного контекста.
Islam-Today: Ужесточение антиисламской политики коалиции США и ЕС после 11/9 отражается на отношении к исламским этносам в Чехии?
Ислам Текушев: Сегодняшняя Чехия отличается своим лояльным отношением к национальным меньшинствам, в том числе и к выходцам из мусульманских стран. События 11 сентября не изменили эту ситуацию. По крайней мере, на правах и свободах мусульман это никак не отразилось.